Оглавление ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ..................................................................................... 4 Пояснительная записка ........................................................................................... 6 Актуальность ........................................................................................................... 8 Цели и задачи......................................................................................................... 9 Возрастные особенности детей дошкольного возраста (3-7 лет)..................... 10 Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки. ......... 10 Форма и режим занятий........................................................................................ 10 Учебно-тематический план .................................................................................. 11 Материально-техническое обеспечение ............................................................. 14 Итоговые формы учета и контроля.................................................................... 14 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Дополнительная общеразвивающая программа «3d моделирование » Программы Вид программы Дополнительная общеразвивающая программа Подвид программы Дополнительное образование детей Направленность Художественная Программы Нормативно-правовая Федеральный уровень: база Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989). Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Трудовой кодекс РФ. Приказ Минобразования от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003г.). Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295). Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ от 30.08.2013г. № 1014). Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" Региональный уровень: Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области». Программа «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 – 2016 годы» (утв. Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 01.11.2013г. № 3755). Уровень ДОУ: Устав МБДОУ детский сад №545 «Рябинка» Локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения. Цель Реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников через изготовление аквомозайки Задачи программы Задачи программы: Обучающие: Целевые группы Исполнители основных мероприятий Программы Ожидаемые результаты Сроки реализации Система организации контроля исполнения Программы -Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, с техникой аквомозайки, обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике - организация работы по совместной продуктивной деятельности взрослых и детей, проявляющих творческие способности. - Развивать художественно – творческие способности у детей дошкольного возраста. -Формировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки в работе с нетрадиционной техникой «Аквомозайка» - Освоить разные способы и приёмы работы с бусинками при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок. -Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. Развивающие: -развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции. -развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. -развивать эстетическое восприятие окружающего мира и учить передавать посредством витражной живописи объекты живой и неживой природы. Воспитывающие: -Воспитывать художественный вкус, пространственное мышление самостоятельность, аккуратность в работе. -осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников -Вовлечь детей и родителей в совместную творческую деятельность. Дети 3-4, 4-5 и 5-7 лет Администрация МБДОУ детский сад №545 «Рябинка» Педагог дополнительного образования 1. Дети знакомы с техникой аквамозайки. 2. Дети изготавливают свою фигуру, самостоятельно выбирая фон и рисунок будущего изделия. 3. Дети согласованно работают в микрогруппе. 4. У детей развито воображение, память, мышление, восприятие, мелкая моторика, пространственная ориентация, сенсомоторная координация. 5. Развивается творческий потенциал детей 6. Дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности 7. Сформирован устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности 4 года Общий контроль реализации Программы осуществляет заведующий МБДОУ детский сад №545 «Рябинка» Оперативный контроль – заведующий, заместитель заведующего Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по освоению детьми дошкольного возраста нетрадиционных способов рисования (аквамозайка) «3 d моделирование» разработана в соответствии с: • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726-р; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок 1008); • Уставом МБДОУ Дошкольный возраст – это период развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности. С незапамятных времен в народной педагогике создавались и передавались из поколения в поколение различные игрушки и поделки, радующие и развивающие воображение ребенка. Детей приобщали к их изготовлению. В настоящее время в детских садах эти традиции находят свое отражение. Декоративно-прикладная деятельность тесно связана с рисованием, лепкой, аппликацией. Как показали исследования, дети получают на них разнообразные знания и умения. У них развиваются художественные способности - творческое воображение, оценочное отношение, эмоциональная отзывчивость. Художественно-эстетическая деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, позволяет проявлять творчество, вызывает чувства прекрасного и положительные эмоции. Задача дошкольного образовательного учреждения способствовать возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к творческой деятельности. Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, изготовлении предметов но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию. Сложность и многообразие задач эстетического воспитания, а также конкретные особенности того или иного детского сада предполагают и достаточное разнообразие форм работы, учитывая интересы и потребности самих детей. Эта линия задает критерии отбора нововведений и их синтеза в организацию воспитательно-образовательного процесса. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного изготовления предметов, игрушек (Аквамозайка). Занятия Аквамозайкой имеют большое значение для ребенка. Они развивают творческие способности, художественный вкус, интерес к искусству, воспитывают трудовые умения и навыки. Что больше всего любят дети? Конечно же, увлекательные игрушки, которые позволяют им проявлять фантазию. А еще? Безусловно, игрушки, пестрящие самыми разными цветами. Ну и, конечно же, все дети любят творить, каждый раз создавая что-то уникальное и новое. Это неудивительно, так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Производители игрушек и развивающих игр предлагают множество уникальных образцов. Например, такой «находкой» для меня стала аквамозаика. Аквамозайка развивает понимание цветовых соотношений, умение правильно сочетать их, правильно и творчески организовать рабочую поверхность, развивает чувство материала и правильной передачи формы на плоской поверхности, совершенствует глазомер и тренирует способность к тонкой ручной работе -развивает моторику мелких мышц пальцев руки. На занятиях у ребенка активизируются мышление, речь, память, творческая фантазия и воображение. Аквамозайка: что это такое? Если в обычной мозаике нужно было вставлять «кнопочки» в пазы, то с аквомозаикой все наоборот. На основу со штырьками нужно надевать яркие бусины, чтобы получить удивительные фигурки различной сложности. По завершении работы готовое изображение необходимо проутюжить через специальную бумагу: бусины расплавятся, склеившись между собой, и можно снять картинку с основы. Вот вам и новая игрушка, брелок или декор для детской, главное — больше фантазии! Игра аквомозаикой - невероятно захватывающее занятие для ребенка, который сможет развить в процессе этой работы самые разные свои навыки: от умения управлять собственными пальчиками до развития своего творческого потенциала. Маленькие детальки - бусины, которые ребенок должен надевать на штырьки, развивают мелкую моторику и обеспечивают массаж ладошек. А это, как известно, положительно влияет не только на кровообращение, но также и на развитие речевого центра ребенка. Так что аквомомозаика — это отличная развивающая игра для ребенка. Кроме того, как и любая мозаика — это творческая игра, которая знакомит детей с миром животных, растений, с формами и цветами, помогает закрепить материал в рамках определенной лексической темы. Направленность программы: художественная направленность Новизна программы состоит в том, что в программе собраны все наиболее эффективные способы нетрадиционной техники мозаики, способствующие возможности проявления собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы учитывают тот подход, который облегчает, содействует, способствует, продвигает путь ребёнка к саморазвитию, самоактуализации. Педагогу отводится роль человека, создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующего и стимулирующего любознательность и познавательные мотивы. Актуальность Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом. Рисование в нетрадиционной технике « Аквамозайки» - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования. Приобщение дошкольников к изобразительному искусству является одной из основных задач психолого-педагогической работы воспитателя. Знакомство с аквамозайкой у детей начинается со старшего возраста. Программа направлена на формирование понимания особой роли искусства в жизни человека, воспитание художественного вкуса, на создание условий для творческих способностей дошкольников; на развитие интереса к художественной культуре; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка. Отличительные особенности: Программа предусматривает разный уровень подготовленности детей: разделение группы, в основном, ориентированно на старший дошкольный. Сведения по технологии изготовления аквомозайки даются сообразно потребностям. Используемые материалы позволяют изготовить оригинальные изделия. На занятиях дети имеют возможность в полном объеме получать теоретические знания, заниматься творческой продуктивной и исследовательской деятельностью. Также дает возможность получать не только теоретические знания, но и создавать авторские модели (игрушки, предметы). Так что аквамозаика -это отличная развивающая игра для ребенка. Кроме того, как и любая мозаика - это творческая игра, которая знакомит детей с миром животных, растений, с формами и цветами, помогает закрепить материал в рамках определенной лексической темы Педагогическая целесообразность Занятия аквамозайкой имеют существенное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в психологической и практической подготовке к труду, к выбору профессии. Создавая мозайку, дети находят индивидуальные приемы и средства выражения в этом увлекательном виде декоративно-прикладного искусства. Изделиями из аквомозайки можно декорировать интерьеры дошкольного учреждения, игровые комнаты детского сада, можно использовать их и в качестве сувениров, игрушек. Совместная работа дошкольников над такими заданиями способствует развитию у них чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищеской выручки, ответственности за общее дело. Цели и задачи. Цель программ: Реализация самостоятельной творческой деятельности дошкольников через изготовление аквомозайки. Задачи программы: Обучающие: -Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, с техникой аквомозайки, обучить приемам выполнения изобразительных работ в данной технике - организация работы по совместной продуктивной деятельности взрослых и детей, проявляющих творческие способности. - Развивать художественно – творческие способности у детей дошкольного возраста. -Формировать знания в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки в работе с нетрадиционной техникой «Аквомозайка» - Освоить разные способы и приёмы работы с бусинками при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок. -Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. Развивающие: -развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции. -развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. -развивать эстетическое восприятие окружающего мира и учить передавать посредством витражной живописи объекты живой и неживой природы. Воспитывающие: -Воспитывать художественный вкус, пространственное мышление самостоятельность, аккуратность в работе. -осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников -Вовлечь детей и родителей в совместную творческую деятельность. Принципы и подходы в организации образовательного процесса: - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - стимулирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности; - тематический, принцип интеграции; - содействие и сотрудничество детей и взрослых; -постепенность (пошаговое) и систематичность следования от простых и доступных знаний к более сложным; -индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа; Возрастные особенности детей дошкольного возраста (3-7 лет) Ребенок совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Этот возраст, наиболее активен для рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Овладевают обобщенным способом обследования образца. В дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. Дети дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения. Используют полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Развивается воображение, произвольное внимание, совершенствуется речь. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к тому, что получилось. Ожидаемые результаты освоения программы и способы их проверки. 1. Дети знакомы с техникой аквамозайки. 2. Дети изготавливают свою фигуру, самостоятельно выбирая фон и рисунок будущего изделия. 3. Дети согласованно работают в микрогруппе. 4. У детей развито воображение, память, мышление, восприятие, мелкая моторика, пространственная ориентация, сенсомоторная координация. 5. Развивается творческий потенциал детей 6. Дети освоят нетрадиционную технику в изобразительной деятельности 7. Сформирован устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности Форма и режим занятий – Занятия, совместная деятельность Методы: – Словесные; – Наглядные; – Практические; – Аналитические. Расписание организованной образовательной деятельности: Программа рассчитана на 9 месяца. Занятия проводятся два раза в неделю по одному учебному час, 8 раз в месяц. Количество часов за год составляет 72 часа. Во второй половине дня, 25 мин.; – Форма подведения итогов – наблюдение, анализ продуктов деятельности детей – Выполнение творческих работ. – Участие в выставках – 1 раз в квартал итоговое занятие. Учебно-тематический план Месяц Сентябрь Кол-во часов 1 Октябрь Темы занятия Вводное занятие Инструктаж. Знакомство материалами для аквамозайки. 2 Ягоды 3 Овощи 2 Фрукты 2 Осенние листья 2 Грибы 2 Зимние запасы животных 2 Лесные жители. Задачи Показ инструментов необходимых для аквамозайки, объяснение этапов создания рисунка, показ готовых рисунков и контуров. Развивать цветовосприятие Вспомнить названия ягод, рассмотреть иллюстрации. Выделить особенности форм. Прочитать стихи. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Вспомнить названия овощей, рассмотреть иллюстрации. Выделить особенности форм. Прочитать стихи. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Вспомнить названия фруктов, рассмотреть иллюстрации. Выделить особенности форм. Придумать рассказ. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. .Повторить признаки осени. Вспомнить какие бывают грибы, их формы, расцветки. Повторить признаки осени. Вспомнить какие бывают грибы, их формы, расцветки. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Повторить признаки осени. Вспомнить как готовятся животные к зиме. Какие делают запасы на зиму. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Повторить признаки осени. Вспомнить как готовятся животные к зиме. Какие делают запасы на зиму. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Ноябрь 2 Персонажи мультфильмов 2 Мой домашний друг – щенок 2 Мой домашний друг – котенок Упражнять в выкладывании образа, используя разные цветовые оттенки. Розы цветочки для мамы Продолжать учить детей изготавливать поделку, подбирая нужные цвета. Научить точно, передавать задуманную идею, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Зимние чудеса Рассмотреть иллюстрации зимних картин, выбрать элементы картинки для изготовления поделки. Выбираем шаблон, картинки по теме. Снеговички Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Развивать цветовосприятие. Создаем картину из бусин. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Зимние узоры на окнах Рассмотреть иллюстрации зимних окон. Придумать свои узоры, выложить их на форме. Новогодние поделки на елку Познакомить с традициями разных народов в дарении подарков. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры Новогодние подарки Познакомить с разнообразными зимними играми. Определить их образы. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Зимние забавы Рассмотреть разнообразие снежинок, определить их форму. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры Снежинки Познакомить со стихотворением, определить образ. Выбрать картинкушаблон для изготовления фигуры В феврале все деревья в Познакомить со стихотворением, серебре. определить образ. Выбрать картинкушаблон для изготовления фигуры День влюбленных Беседа о празднике, традициях. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры Любимое животное Познакомить со стихотворением, определить образ. Выбрать картинкушаблон для изготовления фигуры День защитников Отечества Беседа о празднике, традициях. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры 2 Декабрь 2 2 2 2 Январь 2 2 2 Февраль 2 2 2 2 Вспомнить любимые мультфильмы, какие в них герои их образы. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Упражнять в выкладывании образа, используя разные цветовые оттенки. Март Апрель 2 Военная техника 2 8 Марта 2 Первоцветы Вспомнить названия первоцветов, рассмотреть их на картинке. Выделить особенности. Выбрать картинкушаблон для изготовления фигуры. 3 Создание сюжета по мотивам сказки. 1 Летят перелетные птицы (коллективная работа) Герои мультфильмов 2 Звезды и кометы 3 Морские обитатели 2 Красивые цветы 2 Путешествие по радуге Май День Победы 2 Пушистые картины 1 Голубые бабочки 2 Встречаем Весну Научить детей выкладывать на шаблоне в соответствии с картинкой Провести беседу о маме, необходимости помощи ей. Прочитать стихи о маме, празднике. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры. Рисование героя их мультфильмов, передавая его особенность. Изображение летящей кометы, состоящей из «головы»- звезды и хвоста. Выбор картинки и составление ее в шаблоне Выбор картинки и составление ее в шаблоне Продолжать учить складывать разнообразные формы цветов. Развивать наблюдательность и умение воспринимать красоту окружающего мира. Познакомить детей с последовательным расположением цветов в спектре. Упражнять в выкладывании цветов радуги по памяти. Формировать умение определять недостающий цвет спектра. Провести беседу о празднике, его значимости. Выбрать картинку-шаблон для изготовления фигуры Рисование любимых животных с помощью шаблона. Изготовление разнообразных видов бабочек Изображение одного из признаков весны, используя разнообразные оттенки бусин, шаблоны Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение: шаблоны, бусина аквамозайки , пинцет, пергаментная бумага,формы для аквамозайки .бутылочки для воды ; конфетти, пайетки, бисер, стеклярус, цветной песок и т.д; Помещения ДОО, которое используются для реализации программы данной возрастной группы: групповая комната, музыкальный зал . Итоговые формы учета и контроля Оценка индивидуального развития воспитанников: наблюдение, итоговое занятие, выставки детских работ, украшение помещений ДОУ продуктами детской творческой деятельности. Взаимодействие с родителями воспитанников: консультация для родителей "Волшебная мозаика", мастер-класс по изготовлению поделок по аквамозайке, выставки детских работ. Критерии оценки овладения дошкольниками изобразительной деятельностью и развития их творчества. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость». Методическая диагностика анализа продукта деятельности ставит перед собой цель: выявить уровень знаний и умений у детей в изобразительной деятельности. Эту диагностику можно применять в течение трех лет обучения. Диагностику можно использовать как текущую (после разделов изобразительной деятельности), так и контрольную (в начале и в конце года). Методика Комаровой Т.С. Анализ продукта деятельности 1. Содержание изображения (полнота изображения образа) 2. Передача формы: высокий уровень – форма передана точно; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась. 3. Строение предмета: высокий уровень – части расположены верно; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – части предмета расположены неверно. 4. Передача пропорций предмета в изображении: высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно. 5. Композиция. А) расположение на листе: высокий уровень – по всему листу; средний уровень – на полосе листа низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. Б) отношение по величине разных изображений: высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; средний уровень – есть незначительные искажения; низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно. 6. Передача движения: высокий уровень – движение передано достаточно четко; средний уровень – движение передано неопределѐнно, неумело низкий уровень – изображение статическое. 7. Цвет. А) цветовое решение изображения: высокий уровень – реальный цвет предметов средний уровень – есть отступления от реальной окраски; низкий уровень – цвет предметов передан неверно; Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: высокий уровень – многоцветная гамма; средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные); низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. Анализ процесса деятельности. 1. Регуляция деятельности. А) отношение к оценке взрослого: высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) Б) оценка ребѐнком созданного им изображения: высокий уровень – адекватна средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) низкий уровень – отсутствует 2. Уровень самостоятельности: высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами; средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко; низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития. Задание: детям даѐтся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво. Анализ результатов выполнения задания. Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа. Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.) Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно. Цель проведения мониторинга - Выявить уровень художественного развития детей, а так же определить возможности свободного выбора ребѐнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения. Характер диагностики: естественный педагогический.