ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МУЛЬТИСТУДИЯ» В ГРУППАХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 3 ДО 7 ЛЕТ Оглавление ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ .................................................................................................. 3 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................................... 6 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................... 6 1.2.Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 5 до 7 лет. ............... 8 1.3 Цель и задачи программы. ........................................................................................... 11 1.4 Принципы и подходы к реализации программы ........................................................ 12 1.5 Формы и методы организации образовательного процесса и виды деятельности .. 12 1.6 Организационно-педагогические условия реализации программы .......................... 17 1.7 Планируемые результаты освоения программы ........................................................ 17 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................... 21 2.Содержание образования в «Мульстудии» ................................................................... 21 2.1. Содержание раздела программы «Всё самое интересное о мультипликации» ....... 22 2.3 Содержание программы второго года обучения Учебно-тематический план второго года обучения ..................................................................................................................... 27 2.4 Содержание программы третьего года обучения Учебно-тематический план третьего года обучения ...................................................................................................... 30 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .............................................................................. 33 3.1.Кадровые условия ........................................................................................................ 33 3.2. Материальное обеспечение программы .................................................................... 33 3.3 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды .... 35 3.4 Педагогическая диагностика ....................................................................................... 35 3.5. Учебный план .............................................................................................................. 36 3.6 Заключение ................................................................................................................... 37 3.7 Библиография ............................................................................................................... 37 Приложение........................................................................................................................ 38 2 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы Дополнительная общеобразовательной программа «Мультистудия» Вид программы Дополнительная образовательная программа Подвид программы Дополнительное образование детей Направленность Программы Художественное Нормативно-правовая база Федеральный уровень: Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989). Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 года. 3. Федеральный закон от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 4. Бюджетный кодекс. 5. Трудовой кодекс РФ. 6. Приказ Минобразования от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 7. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003г.). 8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. № 295). 9. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». 10. Приказ Минтруда России от 18.10.2013г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». 11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к 3 Целевые группы организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ от 30.08.2013г. № 1014). 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" Региональный уровень: 14. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78ОЗ «Об образовании в Свердловской области». 15. Программа «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2014 – 2016 годы» (утв. Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 01.11.2013г. № 3755). Уровень ДОУ: 16. Устав МАДОУ № 223. 17. Локальные акты, регламентирующие деятельность учреждения. Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития). Задачи: -познакомить с историей возникновения и видами мультипликации; - познакомить с технологией создания мультипликационного фильма; - формировать художественные навыки и умения; - поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас. - развивать творческое мышление и воображение; - развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов; - способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей; - развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. -воспитывать чувство коллективизма; -поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности; - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам; - воспитывать умение доводить начатое дело до конца Дети 3-4, 4-5 и 5-7 лет Срок обучения 4 года Исполнители основных мероприятий Программы Администрация МАДОУ № 223 Цель Задачи программы Педагог дополнительного образования 4 Язык Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский язык. Форма обучения Очная Предусмотрены электронные и дистанционные формы обучения Целевые ориентиры: -Ребенок проявляет самостоятельность и активность в совместной деятельности по созданию мультфильма. -Ребенок эмоционально сопереживает героям мультфильма. Положительно настроен на совместную деятельность со взрослыми и сверстниками. -Ребенок конструктивно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться в процессе съемки мультфильма, делиться изобразительным материалом в процессе создания декораций, персонажей мультфильма. -Способен выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками в процессе сочинения сценария мультфильма, использует речь для построениявысказываний. -Ребенок действует в соответствии с принятыми правилами работы в мультстудии. -Ребенок способен составить творческий рассказ по предложенной теме, из личного опыта. -Проявляет творчество в продуктивной деятельности, владеет выразительными средствами речи (способен передать в речи настроение героя, его отношение к другим персонажами). -Ребенок имеет начальные представления о процессе съемки мультфильма, о «хитростях» создания различных эффектов, имеет представления о профессиях взрослыхмультипликаторов. -Умеет дать аргументированный ответ по поводу выразительных средств анимации. -Проявляет склонность к экспериментированию с изобразительными материалами. Знает много литературных произведений. - Владеет начальными навыками работы с внешними устройствами компьютера, необходимыми в работе над мультфильмом. -Ребенок владеет безопасными способами работы с компьютером, с ножницами и др. инструментамипомощниками в продуктивной деятельности. -Ребенок творчески раскрепощен, активен во всех направлениях творчества. Ожидаемые результаты Сроки реализации 4 года Система организации контроля исполнения Программы Общий контроль реализации Программы осуществляет заведующий МАДОУ № 223. Оперативный контроль – старший воспитатель 5 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Поэтому, основная программы - использование современных технологий как вспомогательный инструмент для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. «Анимация», или, как мы чаще называем, «мультипликация» – необычайное искусство, позволяющее решить целый комплекс педагогических задач, соответствующих требованиям ФГОС дошкольного образования. Всем детям нравятся мультфильмы. Мультфильмы для них – это увлекательное погружение в волшебный мир, яркие впечатления. Каждый ребёнок талантлив. Одни ребята любят лепить из пластилина, другие конструировать, третьи рисовать, а кто-то сочиняет стихи и сказки, хорошо поёт и т.п. Все эти творческие способности дети могут реализовать в нашей мультстудии . Создавая мультфильм, дети чувствуют себя волшебниками. Так как созданные ими герои начинают оживать. Именно мультипликация помогает максимально сблизить интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. В 6 рамках занятий в мультстудии дошкольники имеют возможность закрепить навыки работы с разнообразными изобразительными средствами и инструментами, их свойствами и возможностями, освоить различные виды техник художественнотворческих работ, познакомятся с компьютером и документ-камерой. Дети приобретут ценный опыт взаимодействия и сотворчества в коллективе сверстников и взрослых. Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского возраста. Они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Общение с помощью движения и образов легче, чем традиционное словесное общение. Воспринимая и создавая мультипликационные фильмы, ребенок учится анализировать, сравнивать, оценивать. Мультипликация способствует развитию фантазии и творческого воображения дошкольников, активизирует понимание изученного ранее материала, а также развивает навыка рисования, лепки. Создавая мультфильм, моделируя на экране свой мир, в котором все определяет лишь собственное воображение, где любым превращениям предоставляется полная свобода, дошкольник одновременно получает и знания о реальности, в которой он живет. Соединяя в целое и выстраивая во времени разрозненные компоненты – графику, цвет, звук, свет, – ребенок развивает способность к синтезу, учиться передавать чувства, выражать свои мысли ясно и в различных формах, фиксируя при этом само их развитие, учиться действовать, направлять личностную энергию на творческие и созидательные цели. Таким образом, мультипликация непосредственно влияет на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Сила этого искусства в том, что оно не требует перевода на другие языки, смело прокладывает кратчайшее расстояние от мысли к образу. Программа является средством интеграции и соединяет инновационную и традиционную технику изобразительного и декоративно-прикладного творчества и технологию создания анимационного мультфильма. Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребенка с компьютерной графикой, трудом и искусством. Содержание программы не ограничивается какой-либо одной 7 областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование, осмысление. Дети получат представление о самобытности и оригинальности применения компьютерной графики как вида искусства. Данная программа предназначена для вовлечения детей в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как такой вид деятельности наиболее понятен и интересен для ребят любого возраста. Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы. Основанием для разработки программы послужили следующие нормативно правовые документы: Закон об образовании ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. №273- ФЗ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.03.2021 № 10 "О внесении изменений в санитарно- эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой утвержденные постановлением коронавирусной инфекции (COVID-19)", Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16" Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден министерством образования и науки Российской федерации, Приказ от 17 октября 2013г. п. 1155. 1.2.Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 5 до 7 лет. 8 Дети 5-7 лет могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь соответствующей роли. и по Игровое взаимодействие содержанию, и сопровождается интонационно взятой речью, роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. 9 Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ. К 5-7 годам в продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое. Важный показатель развития ребенка речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать 10 свои впечатления, свой опыт в связном повествовании. Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие. 1.3 Цель и задачи программы. Цель программы: Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития). Задачи: -познакомить с историей возникновения и видами мультипликации; - познакомить с технологией создания мультипликационного фильма; - формировать художественные навыки и умения; - поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас. - развивать творческое мышление и воображение; - развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов; - способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей; - развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности. -воспитывать чувство коллективизма; -поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности; - воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам; - воспитывать умение доводить начатое дело до конца Сроки реализации программы: - Программа рассчитана на 4 года обучения. 11 1.4 Принципы и подходы к реализации программы Программа определёнными сформирована Федеральным в соответствии государственным с основными образовательным принципами, стандартом дошкольного образования: - поддержки разнообразия детства; - сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка; - полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; - создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; -реализация Программы в формах, специфических для детей 6-7 лет, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка; -личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей. 1.5 Формы и методы организации образовательного процесса и виды деятельности Основные формы работы: групповая, индивидуальная, парная. Формы организации обучения– индивидуальные, групповые. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания обучающимся, озвучивание ролей. 12 В ходе групповой работы обучающимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы в рамках Программы. Формы проведения занятий подбираются с учетом принципов, поставленной цели, задач программы и возраста обучающихся: беседы рассказы игры демонстрация - объяснение практические занятия творческая мастерская фото и видеосъемка персонажей с декорацией выставка с просмотром и обсуждением детских работ подготовка и участие в конкурсах упражнения; ролевые игры; проекты (создание мультфильма как проект). Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий: - словесный метод - устное изложение, беседа. - наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу. - практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации. 13 - объяснительно-иллюстративный метод (умение воспринимать и усваивать готовую информацию) - репродуктивный метод обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности). - частично-поисковый метод (участие в коллективном поиске решения заданной проблемы). - исследовательский метод – овладение приёмами самостоятельной творческой работы. - метод анимации - оживление героев. Приёмы: - приём погружения (погружение в сюжет произведения); - приём психогимнастики (обучение элементам техники выразительных движений); - приём вербализации (озвучивание); - чтение художественной литературы; - составление творческих рассказов; - нетрадиционные техники рисования, лепка, аппликация, конструирование. Механизм создания мультфильмов Создание мультипликационных фильмов состоит из следующих этапов: Литературный этап: 1. Подбор литературного материала или составление истории, сюжета (используется авторское произведение: стихотворение, сказка, или самостоятельно сочинённое) 2. Разработка сценария (обсуждение с детьми, что может делать персонаж, где он в это время находится, что его окружает и выбор наиболее интересного варианта решения происходящего). Режиссёрский этап 1. Выбор техники исполнения мультфильма (выбирается наиболее подходящая техника к определённому сюжету) 2. Распределение ролей и обязанностей. Изобразительный этап: 14 1. Определение изобразительных техник (выбираются техники исполнения (традиционные и нетрадиционные) для изготовления героев и декораций) 2. Изготовление героев, декораций. Съёмочный этап: 1. Съёмка по эпизодам мультфильма (передвижение и взаимодействие персонажей детьми; фиксация на фотоаппарат воспитателем). 2. Звуковое оформление (проявление детьми актёрских способностей: выразительное чтение текста) 3. Подбор музыкальных композиции (придумывание музыкальных и шумовых эффектов). Монтаж фильма (вёрстка): В работе с воспитанниками эта функция решается педагогом. Отснятые фотографии переносятся на компьютер. Размещаются снимки, в программе для вёрстки, и монтируется фильм. Дети могут участвовать в отборке некачественных кадров. Премьера мультфильма: 1. Изготовление афиш, пригласительных на премьеру мультфильма. 2. Просмотр мультфильма. Техники, используемые при создании мультфильмов: Перекладка, рисованные мультфильмы - рисуем персонажей на бумаге и вырезаем, двигаем вырезанные картинки. Пластилиновая анимация (лепим из пластилина) - может быть плоской (как перекладка) и объемной (как предметная анимация) Предметная анимация - используем готовые игрушки: объемные поделки детей (оригами, соленое тесто, картон и т.д.)), что позволяет оживить любимые игрушки. Смешанные - используются в одном произведении несколько техник. В программе каждое занятие отвечает определённым принципам: - тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес воспитанников, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу мультстудии в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно; 15 - принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съёмки коротких (из двух-четырёх кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников. Формы: 1.Организованная образовательная деятельность. 2. Совместная образовательная деятельность: - экспериментирование -экскурсии -наблюдения -творческая мастерская 3.Самостоятельная деятельность детей: -игра -самостоятельная творческая деятельность Методы: 1.Словесные: беседы, чтение художественной литературы, общий разговор, пересказ по ролям, исполнение ролевых отрывков, озвучивание. 2.Наглядные: просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций. 3.Практические: изготовление декораций, героев, костюмов. Съемка мультфильма, монтаж. Техника: 1) Перекладка (вырезывание персонажей из бумаги, сдвигание их на плоскости). 2) Пластилиновая анимация (лепятся персонажи из пластилина, они могут быть как плоскими (тогда техника близка к перекладке), так и объемными (тогда техника близка к кукольной анимации). 3) Предметная анимация ( кубики, конструкторы, машинки, паровозики, зверюшки и человечки). 16 4) Сыпучая анимация (песок, крупы, бусины, кофе и т.д.). 5) Пиксиляция ( главные актеры - сами дети). 1.6 Организационно-педагогические условия реализации программы Социально-психологические условия реализации образовательной программы обеспечивают: -учет специфики возрастного психофизического развития детей ; -вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья детей; -формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся -формирование коммуникативных навыков в среде сверстников. 1.7 Планируемые результаты освоения программы Результатами освоения программы являются целевые ориентиры, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п.п.4.3.ФГОС). Целевые ориентиры: -Ребенок проявляет самостоятельность и активность в совместной деятельности по созданию мультфильма. -Ребенок эмоционально сопереживает героям мультфильма. Положительно настроен на совместную деятельность со взрослыми и сверстниками. -Ребенок конструктивно взаимодействует со сверстниками, способен договариваться в процессе съемки мультфильма, делиться изобразительным материалом в процессе создания декораций, персонажей мультфильма. -Способен выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками в процессе сочинения сценария мультфильма, использует речь для построения 17 высказываний. -Ребенок действует в соответствии с принятыми правилами работы в мультстудии. -Ребенок способен составить творческий рассказ по предложенной теме, из личного опыта. -Проявляет творчество в продуктивной деятельности, владеет выразительными средствами речи (способен передать в речи настроение героя, его отношение к другим персонажами). -Ребенок имеет начальные представления о процессе съемки мультфильма, о «хитростях» создания различных эффектов, имеет представления о профессиях взрослых-мультипликаторов. Умеет дать аргументированный ответ по поводу выразительных средств анимации. Проявляет склонность к экспериментированию с изобразительными материалами. Знает много литературных произведений. Владеет начальными навыками работы с внешними устройствами компьютера, необходимыми в работе над мультфильмом. -Ребенок владеет безопасными способами работы с компьютером, с ножницами и др. инструментами-помощниками в продуктивной деятельности. -Ребенок творчески раскрепощен, активен во всех направлениях творчества. Освоение предметных знаний и умений (по завершению первого года обучения): обучающийся будет знать: виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по технике исполнения); этапы создания мультфильма; название и назначение инструментов и материалов, используемых для создания персонажей, фонов, декораций; название и назначение технического оборудования: веб-камера, штатив, монтажный стол, монтажная программа и т.д.; 18 о возможности применения различных видов изобразительного и декоративного творчества в анимации: рисунок, лепка, природный и другие материалы. обучающийся будет уметь: изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и природного материала; устанавливать веб-камеру, проводить съемку под наблюдением педагога; применять различные виды изобразительного и декоративного творчества (рисунок, лепка, природный материал) для изготовления фонов, декораций; делать простейшую раскадровку с помощью педагога; использовать средства художественной изобразительности: крупность плана,свет; озвучивать героев. Освоение предметных знаний и умений (по завершению второго года обучения: обучающийся будет знать: факты из истории возникновения и развития мультипликации; технологии создания мультипликационных фильмов в технике объемной анимации, пластилиновой анимации; профессиональные анимационные термины: «кадр», «съёмка» «монтаж»,«озвучка», «раскадровка»; правила и подходы создания сценария; основные принципы использования интерфейса программы «HUE animation». обучающиеся будет уметь: создавать сценарий к мультфильму с помощью педагога; пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, фломастерами, гуашью, акварелью, кистью, белой и цветной бумагой); делать простейшую раскадровку самостоятельно; передавать движение фигуры человека и животных; использовать средства художественной изобразительности: цвет, колорит, силуэт; 19 проводить покадровую съемку самостоятельно. Освоение предметных знаний и умений по завершению третьего года обучения: обучающийся будет знать: технологии создания мультипликационных фильмов в технике объёмной, ЛЕГОанимации; профессии, необходимые для создания профессионального мультфильма: сценарист, режиссер, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор, монтажер; основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; отдельные произведения выдающихся мастеров мультипликационного искусства. обучающийся будет уметь: использовать средства художественной изобразительности в кадре: ритм, движение, композиция. б) Освоение метапредметных результатов По окончании программы обучающийся овладеет следующими метапредметными умениями: определить порядок действий, планировать этапы своей работы; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой и творческой деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; презентовать вместе с педагогом свои проекты (мультфильмы); оценивать собственные работы и работы одногруппников. в) Освоение личностных результатов По завершению обучения по программе обучающийся будет: стремиться выражать свои чувства средствами искусства; 20 проявлять самостоятельность и ответственность, сопричастность к общему работать в коллективе, уважительно относиться к труду других; проявлять трудолюбие, выполнять сложную и трудоемкую работу, делу; необходимую для получения творческого результата; проявлять творческую активность. Основным результатом завершения прохождения программы является создание конкретного продукта – творческое задание по созданию мультфильма. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.Содержание образования в «Мульстудии» Содержание образования состоит из трёх блоков: 1 блок: «Знакомство с миром мультфильмов» включает знакомство с русской и зарубежной мультипликацией, основными сюжетами, жанрами. С помощью мультфильмов осознанию «что такое хорошо и что такое плохо». Создание положительного и отрицательного героя. Предполагаются лекционные занятия, презентации, просмотр мультфильмов и т.п. 2 блок: «Мультфильмы своими руками» – работа по созданию мультфильмов. Обучение основным техникам работы с различными материалами (пластилин, акварель, гуашь, карандаш и т. д.). Создание сюжета мультфильма, съёмка мультфильма. 3 блок: «Смотрим вместе» подразумевает проведение занятий совместно с родителями, организация мастер-классов, консультативных бесед. 21 2.1. Содержание раздела программы «Всё самое интересное о мультипликации» РАЗДЕЛ 1. «Всё самое интересное о мультипликации» (24 часа) Реализация этого раздела обусловлена развитием интереса к устройству простейших мультипликационных технических объектов. Обучающиеся знакомятся с основными сведениями об истории, теории и практике мультипликации. Цель раздела: создание условий для развития технических способностей, формирования интереса к мультипликационным объектам и развития желания к созданию простейших рисованных мультпродуктов. Задачи раздела: обучить приемам правильной и безопасной работы с различными инструментами; познакомить обучающихся с историей зарождения мультипликации; перспективами ее развития и использования; научить самостоятельно проектировать, изготавливать простейшие мультипликации; формировать знания о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране; формировать знания о законах развития сюжета и правилах драматургии. Содержание раздела программы «Всё самое интересное о мультипликации» № п/п 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. Наименование тем Количество часов всею Вводное занятие 1 (инструктаж по ТБ) Композиция, крупность 4 плана. Сюжет и персонажи 4 мультфильма. Шедевры рисованной анимации. 4 Создание простой анимации. Наследие отечественной 4 мультипликации. Создание простейшей 4 мультипликации. теория Формы практика аттестации/ контроля Инструктаж 1 з 1 3 1 з Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа 1 3 Наблюдение, беседа 1 3 Наблюдение, беседа 1 22 1.7. Итоговое занятие ИТОГО: 3 24 1 7 2 1 Творческое задание Содержание раздела «Всё самое интересное о мультипликации» (24 часа) 1.1. Вводное занятие (1 час). Теория. Инструктаж по технике безопасности. 1.2. Композиция, крупность плана (4 часа). Теория. Понятие композиции, крупности плана. Крупность плана в фотографии, кино и мультфильме. Практика. Дидактическая игра «Определи крупность плана». Отработка навыков создания разной крупности плана при съемке фотографий. Зарисовка персонажей при помощи планов разной крупности. 1.3.Сюжет и персонажи мультфильма (4 часа). Теория. Понятие сюжета в литературном произведении. Каким должен быть персонаж мультфильма. Основные характеристики персонажа. Внешность персонажа, одежда. Понятие «эскиз». Практика. Отработка навыков написания короткой истории. Составление характеристики любимого мультипликационного героя. Разработка эскиза персонажа. 1.4. Шедевры рисованной анимации. Создание элементарной рисованной анимации (4 часа). Теория. Основные принципы и сложности в создании рисованной анимации. «Ожившая живопись» мультипликатора Александра Петрова. Материалы и инструменты для создания рисованной анимации «маслом по стеклу». Практика. Просмотр и обсуждение мультфильмов А. Петрова. Создание простейшей анимации на стекле. Съемка, монтаж и просмотр. 1.5. Наследие отечественной мультипликации (4 часа). Теория. Первые русские мультфильмы. Знакомство с технологией первых 23 мультфильмов. Основные вехи развития советской мультипликации. Самые яркие современные русские мультипликационные проекты: «Смешарики», «Гора самоцветов». Практика. Просмотр первых русских мультфильмов. Просмотр советских мультфильмов. 1.6. Создание простейшей мультипликации (4 часа). Теория. Наследие Уолта Диснея. Знакомство с основными вехами творческой жизни Уолта Диснея. Современное состояние студии «Дисней». Практика. Просмотр фрагментов мультфильмов Уолта Диснея разных временных периодов. Создание простейшего рисованного мультфильма. 1.7. Итоговое занятие (3 часа). Практика. Творческое задание. РАЗДЕЛ 2. «Юный мультипликатор» (24 часа) Раздел «Юный мультипликатор» знакомит обучающихся с основными профессиональными терминами, творческими и технологическими приёмами видеосъёмки, а также с основными техниками и способами создания мультфильмов. Цель: раскрыть потенциальные творческие способности обучающихся, посредствам изучения основных техник создания мультфильмов. Задачи: познакомить с основными сведениями об истории, теории и практике мультипликации, а также с основными техниками и способами создания мультфильмов; сформировать умение работать в группе, в коллективе; сформировать навыки организации и планирования работы; развить образное и пространственное мышление, фантазию ребенка; развить аналитическое мышление и самоанализ; развить творческий потенциал ребенка, его познавательную активность. Учебно-тематический план раздела «Юный мультипликатор» № Наименование тем н/п Количество часов всею теория Формы практика аттестации/ контроля 24 2.1. Материалы и инструменты для создания мультфильма. Основные принципы использования интерфейса программы «HUE animation» 2.2. Понятие мультфильма. Что такое мультфильм. 2.3. Основные техники создания мультфильмов. 2.4. Элементарные движения персонажа и способы их создания 2.5. Итоговое занятие ИТОГО: Наблюдение, беседа 6 2 4 5 1 4 с 1 5 1 3 24 4 1 6 2 18 Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Творческое задание Содержание раздела «Юный мультипликатор» (24 часа). 2.1. Материалы и инструменты для создания мультфильма. Основные принципы использования программы «HUE animation» (6 часов) Теория. Материалы и оборудование, необходимые для создания мультфильма: пластилин, бумага, краски, веб-камера, ноутбук. Практика. Проба работы с материалами и оборудованием. Съемка кадров и составление из них слайд-шоу на ноутбуке. 2.2. Понятие мультфильма. Что такое мультфильм (5 часов). Теория. Понятие мультфильма. История появления мультфильмов, первые мультфильмы. Практика. Просмотр первых мультфильмов (реж. Старевич). Создание простейшего эффекта движения на бумаге. 2.3. Основные техники создания мультфильмов (5 часов). Теория. Основные техники создания мультфильмов: пластилиновые мультфильмы, кукольные мультфильмы, рисованная анимация, техника перекладки. Практика. Отработка основных приёмов каждой техники. 2.4. Элементарные движения персонажа и способы их создания 5 часов). Практика. Отработка навыков создания элементарных движений персонажа: походка, движение рук, моргание, движение губ. 2.5. Итоговое занятие (3 часа). Практика. Творческое задание. 25 РАЗДЕЛ 3. «Мультпроекты» (24 часа) Раздел «Мультпроекты» позволяет обучающимся в форме практической деятельности раскрыть смысл раскадровки, изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из пластилина, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой. Цель: создание условий для развития интереса ребенка к созданию своего продукта, стремления к новым знаниям. Задачи: способствовать самореализации детей в различных видах творческой деятельности; сформировать умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания; сформировать знания о наглядных материалах и о внешнем виде животного и среды его обитания; научить основам раскадровки. Учебно-тематический план раздела «Мультпроекты» № п/п Наименование тем 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. Количество часов всею теория практика Проект мультфильма без слов «Мир животных» в технике пластилиновой анимации. Эскиз персонажей и декораций. Составление раскадровки мультфильма Изготовление персонажей и декораций Итоговое занятие 6 1 5 Формы аттестации/ контроля Наблюдение, беседа 5 1 4 Наблюдение, беседа 5 1 4 Наблюдение, беседа 6 1 5 Наблюдение, беседа 2 - 2 Подведение итогов, награждение воспитанников. ИТОГО: 24 4 20 Содержание раздела «Мультпроекты» (24 часа). 3.1. Проект мультфильма без слов «Мир животных» в технике пластилиновой анимации. Практика. Просмотр существующих мультфильмов из серии «Мир животных», 26 созданных в студии ранее. Выбор животного, разработка сюжета мультфильма. 3.2. Эскиз персонажей и декораций. Практика. Сбор наглядного материала о внешнем виде животного и среды его обитания. Разработка эскиза персонажей и декораций. 3.3. Составление раскадровки мультфильма. Теория. Понятие раскадровки и ее назначения. Практика. Составление раскадровки мультфильма. 3.4. Изготовление персонажей и декораций. Теория. Способы создания устойчивости объектов из пластилина и картона. Практика. Изготовление персонажей, декораций и всех объектов мультфильма из пластилина, бумаги, картона и т.д. в соответствии с раскадровкой. 3.5. Итоговое занятие. Практика. Подведение итогов, награждение воспитанников. 2.3 Содержание программы второго года обучения Учебно-тематический план второго года обучения № п/п Наименование тем Количество часов всего теории Раздел 1. «Всё самое интересное о мультипликации» (24 часа) 1.1. Вводное занятие. 1 1 Инструктаж по технике безопасности. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. Мышление картинками. «Весёлые картинки» (комиксы). Художник-мультипликатор как профессия. Эксперимент «Делаем пластилин сами». Нетрадиционные техники лепки. Раздел 2. «Юный аниматор» (28 часов) 2.1. Выбор сюжета и техники. практика - 8 2 6 4 1 3 5 2 3 6 2 4 8 2 6 Формы аттестации/ контроля Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, Беседа Наблюдение, Беседа Наблюдение, беседа 27 2.2. Монтаж мультфильма. II 3 8 2.3. Составление раскадровки. 9 2 7 Раздел 3. «Мулыроекты» (20 часов) 3.1. Изготовление героев, декораций и 9 фона. 3.3. Запись звука. 7 2 7 - 7 2 - .2 - 2 72 18 54 3.3. 3.4. Просмотр и мультфильма. Итоговое занятие обсуждение 2 ИТОГО: Наблюдение, беседа Наблюдение, Беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Наблюдение, беседа Подведение итогов, награждение воспитанников Содержание программы второго года обучения Цель раздела: создание условий для развития технических способностей, формирования интереса к мультипликационным объектам и развития желания к созданию простейших рисованных мультпродуктов; знакомство и отработка нетрадиционной техники лепки. РАЗДЕЛ 1. «Всё самое интересное о мультипликации» (24 часа) 1.1. Вводное занятие (1 час). Теория. Инструктаж по технике безопасности. 1.2. Мышление картинками«Веселые картинки» (комиксы) (8 часов). Теория. Понятие комикса. Принцип мышления картинками. Связь комиксов и мультфильмов. Практика. Просмотр комиксов. Просмотр и сравнение отрывков из мультфильмов, снятых по известным комиксам. Создание комиксов на тему «Как я провел лето». Рисование комиксов, презентация и обсуждение созданных работ в группе. 1.3. Художник-мультипликатор как профессия (4 часов). Теория. Творческие задачи, которые решает художник-мультипликатор. Практика. Просмотр мультфильмов проекта «Гора самоцветов». Мастер-класс художника-мультипликатора. 1.4. Эксперимент «Делаем пластилин сами». 28 Теория. Состав промышленного и самодельного пластилина. Материалы и инструменты для изготовления пластилина. Преимущества и недостатки самодельного пластилина по сравнению с промышленным. Практика. Изготовление самодельного пластилина. Лепка различных фигур из самодельного пластилина. 1.5. Нетрадиционные техники лепки (6 часов). Практика. Отработка навыков лепки в нетрадиционных техниках: лепки из кругов (пластилиновая мозаика), лепка при помощи шприца. Экспериментирование с пластилином. РАЗДЕЛ 2. «Юный аниматор» (28 часов) Цель: раскрыть потенциальные творческие способности обучающихся, посредствам изучения основных техник создания мультфильмов . 2.1. Выбор сюжета и техники (8 часов) Теория. Отработка выбора сюжета. Практика. Знакомство с мифами и легендами России (казачьи легенды, легенды уральских гор и т.д.). Выбор техники исполнения мультфильма. Изготовление персонажей и фона. 2.2. Монтаж мультфильма(11 часов) Теория. Функции программы «AdobePremiere», необходимые для создания титров. Практика. Монтаж снятых кадров. Монтаж звука. Запись готового фильма. 2.3. Составление раскадровки (9 часов). Теория. Особенности видеоряда музыкальных клипов. Практика. Составление раскадровки мультфильма с учетом текста выбранной песни. РАЗДЕЛ 3. «Мультроекты» (20 часов) Цель: создание условий для развития интереса ребенка к созданию своего продукта, стремления к новым знаниям. 3.1. Изготовление героев, декораций и фона (9 часов). 29 Теория. Основные конструктивные элементы внешности персонажа (в зависимости от выбранной техники). Практика. Составление списка персонажей, разработка эскизов, изготовление персонажей, декораций и фона. 3.2. Запись звука (7 часов). Практика. Проведение кастинга среди желающих записать текст. Запись текста. 3.3. Просмотр и обсуждение мультфильма (2 часа). Теория. Теория просмотра мультфильма. Практика. Просмотр и обсуждение мультфильма. Коллективное обсуждение итогов проекта: выявление достоинств и недостатков проекта. 3.4. Итоговое занятие (2 часа). Практика. Творческое задание. 2.4 Содержание программы третьего года обучения Учебно-тематический план третьего года обучения лп/п Наименование тем Количество часов всего теория Раздел 1. «Всё самое интересное о мультипликации» (20 часа) 1.1. Вводное занятие. 1 1 Инструктаж по технике безопасности практика - Формы аттестации контроля Входящая диагностика, наблюдение, анкетирование Наблюдение, беседа Наблюдение. Беседа Великие мультипликаторы. 6 Российские мультипликаторы 1.3. Великие мультипликаторы. 13 Зарубежные мультипликаторы. Раздел 2. «Юный аниматор» (16 часов) 2.1. Знакомство с программой 4 Windows Movie Maker 3 3 3 10 2 2 Наблюдение, Беседа Создание мультфильмов посредством 7 программы Windows Movie Maker 2.3. Компьютерные спецэффекты при 5 монтаже с помощью программы Windows Movie Maker. Раздел 3. «Мультпроекты» (36 часов) - 7 Наблюдение, Беседа 2 5 Наблюдение, Беседа 1.2. 2.2. и 30 LEGO фигурки в 12 мультфильмах Придумывание сюжета. LEGO фигурки в мультфильмах. 12 Придумывание сюжета 2 10 Наблюдение, Беседа 2 10 Наблюдение, беседа 3.3. Озвучивание героев. Монтаж. 10 2 8 Наблюдение, беседа 3.4. Итоговое занятие. 2 - 2 Презентация работ ИТОГО: 72 17 55 3.1. 3.2. Содержание программы третьего года обучения РАЗДЕЛ 1. «Всё самое интересное о мультипликации» Цель раздела: знакомство с великими и зарубежными мультипликаторами. 1.1. Вводное занятие (1 час). Теория. Инструктаж по технике безопасности. 1.2. Великие мультипликаторы. Российские мультипликаторы (6 часов). Теория. Знакомство с творчеством отечественных мультипликаторов (В. Старевич, Ф. Хитрук,Р. Качанов, Ю. Норштейн, А. Петров и др.). Практика. Просмотр и обсуждение работ российских мультипликаторов. 1.3. Великие мультипликаторы. Зарубежные мультипликаторы (13 часов). Теория. Знакомство с творчеством зарубежных мультипликаторов (У. Дисней, У. Ханна и Д.Баребера, Х. Миядзаки, Т. Бартон). Практика. Просмотр и обсуждение работ зарубежных мультипликаторов. РАЗДЕЛ 2. «Юный аниматор» (16 часов) Цель: раскрыть потенциальные творческие способности обучающихся, посредствам изучения основных техник создания мультфильмов с помощью программы «Windows Movie Maker» 2.1. Знакомство с программой видеомонтажа Windows Movie Maker (4 часа). 31 Теория. Знакомство с программой видеомонтажа Windows Movie Maker. Практика. Упражнения по созданию спецэффектов в программе Windows Movie Maker. 2.2. Создание мультфильмов посредством программы Windows Movie Maker (7 часов). Теория. Алгоритм работы над созданием видеофильма (мультфильма). Практика.Создание короткометражного фильма (пор выбору) с помощью программы WindowsMovie Maker 2.6.4. 2.3. Компьютерные спецэффекты при монтаже (5 часов). Теория. Возможности создания спецэффектов с помощью компьютерной программы «Windows Movie Maker» Практика. Упражнения по созданию спецэффектов в программе «Windows Movie Maker» РАЗДЕЛ 3. «Мультроекты» Цель: знакомство с LEGO – конструированием; создание условий для развития интереса обучающегося к созданию своего продукта, стремления к новым знаниям. 3.1. LEGO фигурки в мультфильмах. Придумывание сюжета Теория. Просмотр мультфильма, изготовленный из конструктора «LEGO». Практика. Разработка совместно с взрослым сценария будущего мультфильма. Распределение ролей. Игра «Предложи сюжет» 3.2. Построение декораций фона, подборка героев. Профессия режиссер! Съёмка мультфильма. Практика. Изготовление декораций к мультфильму: различные фоны, на которых происходит действие в мультфильме. Установка декораций для съёмок. Работа поконструированию декораций проводится в парах. Подбор героев. Практика: На готовых и установленных декорациях расставляются персонажи мультфильма. Отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения (разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру. Покадровая съёмка. 3.2. Озвучивание героев. Монтаж. 32 Теория. При помощи звукоподражательных игр узнают о многообразии звуков. Практика. Запись голосов героев. Учатся выразительно произносить закадровый текст. Игра «Говорим разными голосами». 3.3. Итоговое занятие. Практика. Презентация работ. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Кадровые условия Реализация программы возложена на педагога, имеющего специальное педагогическое образование. № ФИО работника п/п 1 Галкина Александра Геннадьевна Дата рождения Стаж работы Образование Педагогическое училище№3 квалификация воспитатель в дошкольных учреждениях. 09.04.1973 28 лет Педагогическое училище№3 квалификация воспитатель в дошкольных учреждениях. 1992 г., Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственнопедагогический университет» квалификация специалист по социальной работе по специальности «социальная работа»,2009г. 3.2. Материальное обеспечение программы Для обеспечения успешной реализации проекта необходимы следующие материально – технические условия: 1.Ноутбук 2.Документ камера 3.Веб-камера. 4.Микрофон. 5.Фонарь-софит. 6.Настольная сцена. 33 7.Настольные переносные конструкции. 8.Фотоаппарат. 9.Игрушки-герои. Материалы для изготовления персонажей, фонов, декораций: пластилин цветной и белый; бумага разных видов (цветная односторонняя, цветная двусторонняя, гофрированная, бархатная) и формата (А3, А4); картон разных видов (белый, цветной, гофрированный, фольгированный) и формата (А3, А4); папки для черчения разного формата (А3, А4); клей; самозатвердевающая глина; ткани разных цветов и фактуры, краски гуашевые, акварельные; манная крупа, песок, бросовый материал (пенопласт, вата, фольга, картонные цилиндры др.), салфетки и бумажные полотенца. Инструменты для изготовления персонажей, фонов, декораций: стеки для пластилина, стекла размера А3, доски для лепки, ножницы, кисти натуральные и синтетические различных размеров, клейкая бумажная лента, скотч. Канцелярские принадлежности: ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, корректоры; блокноты, тетради, офисная бумага, клей, ножницы, степлеры; файлы,папки. Программное обеспечение : Сиреневая мультстудия Kids Animation Desk 2.0 Киностудия Windows Life – входит в комплект поставки Windows; МултиПульт – бесплатная программа для сборки мультфильмов под музыку; Графический редактор Paint – входит в комплект поставки Windows; Программа для монтажа фильмов Windows Movie Maker; Программа просмотра изображений – входит в комплект поставки Windows; LibreOffice Impress – редактор презентаций в составе бесплатного пакета LibreOffice; VLC – бесплатный видеоплеер с возможностями конвертирования видео и записи экрана; Audaciti – бесплатная программа записи и обработки звука; 34 3.3 Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды В детском саду оформлен центр мультипликационной студии для организации деятельности детей по созданию и монтажу мультфильма. В котором собрано оборудование, материалы и детские работы для создания мультфильмов. Место программы в режиме дня: Содержание рабочей программы реализуется во вторую половину дня в режимных моментах, в ходе кружковой деятельности «Мультстудия». 3.4 Педагогическая диагностика Формы педагогической диагностики: творческие задания, тесты, викторины, выпуск анимационных фильмов. Результаты фиксации освоения Программы: входной, промежуточный и итоговый контроль: - входной контроль – отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Контроль проводится в форме теста и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. - текущий контроль (после каждого раздела) - выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого обучающегося обращается на четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. - итоговый контроль - определение уровня усвоения программы каждым обучающимся При реализации программы осуществляется оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Ведущим методом педагогической диагностики является педагогическое наблюдение, которое проводится после освоения детьми 35 общеобразовательной программы через создание конкретного продукта – создание мультфильма. В процессе наблюдения педагог обращает внимание на сформированность следующих критериев. Критерии: 1. Освоение пластилиновой, живописной и бумажной анимации. 2. Умение составлять сюжет, придумывать персонажей. 3. Умение самостоятельно создавать персонажей или предметы декорации. 4. Навыки работы в команде (в группе). 5. Умение управлять и двигать персонажами во время съемки. Диагностическая карта № Ф.И. ребенка Критерии 1 2 3 Уровень 4 5 Условные обозначения: - - критерий сформирован - критерий находится на стадии формирования - критерий проявляется слабо, нестабильно или не сформирован 3.5. Учебный план Учебный план деятельности педагога дополнительного образования по Мультстудии Количество НОД, общая нагрузка/ часы Направления развития Вид детской 1 год 2 год обучения 3 год обучения детей (образовательная деятельности обучения (средний (старший возраст область) (младший возраст с 5 до 7 лет) возраст с 4 до 5 лет с 2 до 4 лет) Длительность в 10-15 20 25-30 мин. В В В В В В неделю год неделю год неделю год Художественное коммуникативная 2 80 2 80 2 80 (Художественнои познавательная, эстетическое и речевое художественноразвитие, познавательное эстетическая развитие) 36 3.6 Заключение Формы подведения итогов: Педагог, организуя и проводя совместную деятельность с детьми, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности, его профессиональные навыки. Дети выступают с показами мультфильмов собственного изготовления перед зрителями в детском саду; - участвуют в конкурсах и анимационных фестивалях. Социальная значимость программы: Создание детьми хорошего мультфильма-это лишь один из множества значимых результатов. Не менее важны неугасающий интерес детей к мультипликации, литературе, изобразительному искусству, их стремление творить, играть, общаться, создавать что-то своими руками, красиво и правильно говорить, придумывать собственную историю. Наш опыт показывает, что при наличии таких результатов все остальные эффекты обучающие, развивающие, воспитательные – обязательно состоятся! 3.7 Библиография 1.Нагибина М.И. «Технология анимации» 2.Асенин С.А. Мир мультфильма. – М.: Искусство, 1986. 3.Левин Е.С. Композиция сценария (развитие действия, кульминация, развязка). – М.: «Искусство», 1991. 4.Мелкоозёрова Е.В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников. 37 5.Современный кинематограф и педагогический процесс. – М., 1993. 6.Лыкова, И.И. Куда уходят детские рисунки И.И. Лыкова // Обруч. -2002.- № 1.-с.51-53. 7.Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с. 8. А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. Художник в каждом ребенке.– М.: Просвещение, 2008. 9. Анофриков, П.И. Принципы работы детской студии мультипликации: Учебное пособие для тех, кто хочет создать детскую студию мультипликации./ П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011. – 43с. Ресурсы Интернет: 1. http://www.firo.ru/?page_id=22905 2. Мультстудия на телеканале "Карусель" 3. http://www.mirmultikov.ru/ Цифровая мультипликационная студия «Мультипликатор». 4. https://veriochen.livejournal.com/121698.html Мультфильм своими руками. Приложение Учебный план 38 № п/п Наименование раздела/ модуля Количество часов 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Теория Практика Теория Практика Теория Практика Раздел 1. «Всё самое интересное о мультипликации» Раздел 2. «Юный мультипликатор» 7 17 7 17 7 13 6 18 7 21 4 12 Раздел 3. «Мультроекты» 4 20 4 16 6 30 Итого: 17 55 18 54 17 55 Всею часов по программе: 72 1. 2. 3. 72 72 39