31.10.2022
«Развитие
понимания речи и формирование предпосылок грамотности»
Одна из важнейших задач современного
образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является
актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует
формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.
Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и
технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с
современным ребёнком.
Что такое «функциональная
грамотность»? Приложение 1
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все
постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек
самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными
качествами, ключевыми компетенциями.
Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и
возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте
создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той
благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику
приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди
людей. На начальном этапе обучения главное –развивать умение каждого ребенка
мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация.
Какие формы функциональной грамотности существуют?
Общая
грамотность.
Компьютерная
грамотность.
Информационная
грамотность.
Коммуникативная
грамотность.
Грамотность
при овладении иностранными языками.
Бытовая
грамотность.
Грамотность
поведения в чрезвычайных ситуациях.
Общественно-политическая
грамотность.
На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы
формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача
педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира, помочь
детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в
любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить
нестандартные решения и идти к поставленной цели. Важно не только дать
дошкольнику знания и умения, но и научить применять эти знания на практике;
процесс образования дошкольников должен быть комплексным и носить практик
ориентированный характер.
Данная точка
зрения находит отражения в ФГОС ДО, которая подразумевает интеграцию
образовательных областей.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной
грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках,
математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах
семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
Рассмотрим:
Социально-коммуникативную
грамотность.
Дошкольный возраст – это период
активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей
с миром, с окружающими. В этот период ребенок активно накапливает свой первый
опыт самостоятельных, социально-ориентированных поступков, делает первые шаги в
освоении принятых в обществе этических норм и правил. Социальное развитие
рассматривается многими исследователями, как центральное направление образовательного
процесса в дошкольном учреждении.
Основное внимание педагоги и специалисты ДОО должны обратить на эмоциональное
благополучие ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения, его
умение активно вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и
сверстниками на основе понимания их чувств и переживаний, ориентировку в
нравственных нормах и правилах, позитивное отношение к себе.
Еще в
раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает
основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их
отношений между собой, способы их действий, манеры становятся образцом для
подражания. В раннем детстве ребенок еще не осознает роль взрослого, также нет
осознания самого себя, еще не усвоены нормы и правила поведения, принятые в
обществе. Но уже на стыке раннего и дошкольного возраста ярко проявляется
стремление у ребенка к самостоятельности, возникают собственные желания,
которые осознаются им.
В
условиях дошкольного образования процесс формирования ФГ ребенка будет успешным
при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного
образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы
стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих
оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования предпосылок
функциональной грамотности дошкольников, педагогам необходимо применять
специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные»,
личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
- проблемно-диалогическая технология
освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные,
интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно
осуществлять деятельность учения (технология проблемного обучения, т.е.
проблемные ситуации, которые мы создаём, проблемно-поисковые вопросы “Что будет
если…”);
- технология формирования типа
правильной читательской деятельности (процесс общения ребёнка-дошкольника с
книгой – это процесс становления в нём личности). Чтение – это окошко, через
которое дети видят и познают мир и самих себя. Проявление интереса дошкольников
к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Кто же вводит
ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги дошкольных учреждений.
В процессе приобщения ребенка – дошкольника к книге необходимо учитывать особенности
восприятия художественного произведения детьми в разный период дошкольного
возраста. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать
наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к
ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего
возраста);
- технология проектной деятельности,
обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных,
коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток,
моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей,
мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных
результатов, и др.);
- информационные и коммуникационные
технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших
интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
Речевую грамотность.
Чтобы речь
ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое
главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит
подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Для этого взрослый
комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни
малыша.
Речевое развитие детей должно планироваться во всех
видах деятельности ребенка. Начиная с утреннего приема детей в приемной. В
течение всего дня режимные моменты сопровождаются речью (подготовка к приему
пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение и т.д.).
Следует тщательно следить за тем, чтобы речь педагога
была эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной.
Работа по развитию понимания
речи предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи
— существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется
не только над словами, но и над фразами. Для запоминания малышу предлагаются
только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и
состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может
наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. Например, предметный
словарь: игрушки ("мячик", "кубик", "машинка" и
т.д.), части тела ("ноги", "руки", "голова",
"глаза" и т.д.), одежда и обувь ("шапка", "шарф",
"куртка" и т.д.)
Речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста включает в себя:
Основные направления работы по развитию речи детей:
1.Работая над словарем, необходимо
стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку ряд
упражнений.
2. Воспитание звуковой стороны речи..
3. Формирование грамматического строя речи.
4.Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка
и речи.
6.Воспитание интереса к художественному слову.
Если выполнять эти
несложные упражнения, проводить игры систематически, непрерывно общаться с
ребенком, следить за своей собственной речью, то результаты работы обязательно
будут видны, пусть даже не сразу.
Развитие ребенка дошкольного возраста, в том числе коммуникативной
сферы, во многом зависят от того, в какой форме происходит общение и
определяется характером общения и деловым сотрудничеством. Наилучшие
возможности для возникновения эмоциональных контактов создает игровая деятельность.
Именно в игре ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности,
в процессе которой происходит освоение средств общения.
Овладение речью – это способ действительности. Чем
полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее дошкольник пользуется ими,
тем лучше он
познает сложные связи в природе и обществе. Для
ребенка грамотная речь – залог успешного обучения в школе. Развитие речевой
деятельности детей дошкольного возраста – стихийный процесс, он требует
педагогического руководства, а задача взрослых - приложить немало усилий, чтобы
речь ребенка развивалась правильно и своевременно.