31.10.2022
Освоение письменной речи
Письменная речь -- одна из форм
существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более
поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм
языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь.
Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует
считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная
речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки
информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к
абстрактному мышлению.
В понятие письменная речь в качестве
равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система
фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать
информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма
характеризуется постоянным составом знаков».
Русское письмо относится к алфавитным
системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и
определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и
мышление объектами познания. «Только письменность позволяет выйти за
ограниченные пространственные и временные рамки речевой коммуникации, а также
сохранить воздействие речи и в отсутствие одного из партнеров. Так возникает
историческое измерение общественного самосознания»
Овладение письменной речью представляет
собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом
видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной
работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и
двигательного.
На первых этапах основное внимание
пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы.
В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. При записи
хорошо автоматизированных слов письмо превращается в плавные кинетические
стереотипы».
Письменная речь использует готовые
механизмы устной речи.
В определенном смысле процесс чтения
включает перевод пространственной последовательности графических знаков во
временную последовательность звуковых комплексов, а процесс письма на этапе
осуществления записи требует преобразования временной последовательности звуков
в пространственную последовательность графических знаков.
Для овладения письменной речью имеет
существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения
звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят
отражение в письме и чтении.
В процесс письма активно включаются еще
глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного,
речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую
важность.
Двигательный состав письма весьма сложен
и отличается своеобразием на каждой ступени овладения навыком. Так, ребенок,
приступающий к обучению грамоте, начинает с освоения смысловой стороны письма.
В отличие от неграмотного ребенка, который «срисовывает» буквы со всеми
особенностями шрифта, как геометрический узор, начинающий школьник воспринимает
буквы как смысловые схемы, ассоциированные и с их звуковыми образами, и с
начертательными образами слов.