31.10.2022
СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Детская инициатива
проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и
интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать,
сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим
источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная
деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во
второй половине дня.
Все виды деятельности
ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной
инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и
театрализованные игры;
— развивающие и логические игры;
— музыкальные игры и импровизации;
— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная
деятельность по выбору детей;
— самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и
самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру,
стремление к получению новых знаний и умений;
— создавать
разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к ак-тивному применению
знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
— постоянно расширять
область задач, которые дети решают самостоятель-но; постепенно выдвигать перед
детьми более сложные задачи, требующие сооб-разительности, творчества, поиска
новых подходов, поощрять детскую инициа-тиву;
— тренировать волю детей, поддерживать желание
преодолевать трудно-сти, доводить начатое дело до конца;
— ориентировать дошкольников на получение хорошего
результата;
— своевременно
обратить особое внимание на детей, постоянно проявляю-щих небрежность,
торопливость, равнодушие к результату, склонных не завер-шать работу;
— дозировать помощь
детям. Если ситуация подобна той, в которой ребе-нок действовал раньше, но его
сдерживает новизна обстановки, достаточно про-сто намекнуть, посоветовать
вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
— поддерживать у
детей чувство гордости и радости от успешных самостоя-тельных действий,
подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ре-бенка, побуждать к
проявлению инициативы и творчества.
2-я младшая группа
В младшем
дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном
общении со взрослыми, о чем свидетельствуют много-численные вопросы, которые
задают дети. Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка,
развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств
предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их
познавательную активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения
возникающих проблем.
Воспитатель
показывает детям пример доброго отношения к окружающим: как утешить обиженного,
угостить, обрадовать, помочь. Он помогает малы-шам увидеть в мимике и жестах
проявление яркого эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером
воспитатель поддерживает стремление
к положительным поступкам,
способствует становлению положительной са-мооценки, которой ребенок начинает
дорожить.
Младшие дошкольники —
это в первую очередь деятели, а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной
деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание
ребенка в детском саду организуется так, чтобы он получил возможность
участвовать в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в
действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в
рисовании, лепке, речевом общении, в твор-честве (имитации, подражание образам
животных, танцевальные импровиза-ции и т. п.).
Средняя группа
Ребенок пятого года
жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для
развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию
самостоятельности в познании способствует освоение деть-ми системы
разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа,
сравнения, умения наблюдать. Воспитатель специально насыщает жизнь детей
проблемными практическими и познавательными ситуациями,
в которых
детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный
или сухой песок, годится ли он для постройки; ото-брать брусочки такой ширины,
чтобы по ним одновременно проезжали 2 или 3 машины и пр.). В своих
познавательных интересах ребенок средней группы начинает выходить за рамки
конкретной ситуации. Возраст «почемучек» про-является в многочисленных вопросах
детей к воспитателю: «Почему?», «За-чем?», «Для чего?» Развивающееся мышление
ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами
пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно
обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться до
волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение, чтобы снова
и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересованное отношение воспитателя
к детским вопросам и проблемам, готовность на равных обсуждать их помогает, с одной
стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное
русло, с другой — укрепляет доверие дошкольников к взрослому.
В свободной
деятельности дети по желанию выбирают интересные за-нятия в организованных в
группе центрах активности. Это — центры игры, театрализации, искусства, науки,
строительства, математики, двигательной деятельности. Во время занятий и в
свободной детской деятельности воспита-тель создает различные ситуации,
побуждающие детей проявить инициативу, активность, совместно найти правильное
решение проблемы (примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах
данного пособия). По мере того как дети учатся решать возникающие перед ними
задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети
испытывают большое удовле-творение, когда им удается выполнить без помощи
взрослого действия, кото-рые еще совсем недавно их затрудняли. Эти маленькие
победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей средней
группы идет активное развитие и созревание эмоциональ-ной сферы: чувства
становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее ра-достное чувство от общения
с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии,
привязанности. Поддерживая их, воспитатель спе-циально создает ситуации, в
которых дошкольники приобретают опыт друже-ского общения, внимания к
окружающим. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления
внимания к старшим, заботы о живот-ных, бережного отношения к вещам и игрушкам:
«Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы —
помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает эмоциональную отзывчивость
детей, направля-ет ее на сочувствие сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Много внимания
уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в
изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятель-ности.
Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение под-держать их
познавательную активность и развить самостоятельность, органи-зация
разнообразной деятельности составляют основу правильного воспита-ния и
полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Важно, чтобы у
ребенка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть
достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр — примерно 1
раз в 2 месяца). Около 15% игр должны быть предназначены для детей старшей
возрастной группы, чтобы дать возмож-ность ребятам, опережающим в развитии
сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.
В средней
группе активно развивается детская самостоятельность. Посте-пенно
совершенствуются умения дошкольников самостоятельно действовать по собственному
замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются устойчивостью и легко
меняются под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому воспитателю необходимо
развивать целенаправленность действий, помогать детям устанав-ливать связь
между целью деятельности и ее результатом, учить находить и ис-правлять ошибки.
Помощниками в этом могут стать картинки, фотографии, мо-дели, наглядно, по
шагам демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки цели
к результату. Это может быть последовательность процесса создания постройки,
выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных
процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере
необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические
ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить
инициативу, активность для самостоятельного ре-шения возникшей задачи.
Старшая и
подготовительная группы
Переход в старшую и
особенно подготовительную группу связан с изменением статуса
дошкольников в детском саду. В общей семье воспитанников детского
сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и
эмоционально прочувствовать свое новое положение в детском саду. Такие мотивы,
как «Мы заботимся о малышах», «Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать
новое о мире и многому научиться», «Мы готовимся к школе»,
направляют активность старших дошкольников на решение новых, значимых для их
развития задач.
Опираясь на
характерную для старших дошкольников потребность в са-моутверждении и признании
со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской
самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации,
побуждающие детей активно применять свои зна-ния и умения, ставит перед ними
все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до кон-ца, нацеливает на поиск новых,
творческих решений.
Воспитатель
придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на
помощь ребенку, полезнее побуждать его к са-мостоятельному решению; если же без
помощи не обойтись, вначале эта по-мощь должна быть минимальной: лучше дать
совет, задать наводящие вопро-сы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый
опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного
решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения
одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям
рост их до-стижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных
самостоя-тельных, инициативных действий.
Следует отметить, что
на седьмом году жизни нередко возникают слож-ности в поведении и общении
ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники перестают быть наивными и
непосредственными, как раньше, становятся ме-нее понятными для окружающих.
Ребенок порой ведет себя вызывающе, ма-нерничает, кого-то изображает, кому-то
подражает. Он как бы примеряет на себя разные модели поведения, заявляя
взрослому о своей индивидуальности, о своем праве быть
таким, каким он хочет. Психологи связывают это с прояв-лением кризиса семи лет.
Появление подобных
особенностей в поведении должно стать для близких взрослых сигналом к перемене
стиля общения с ребенком. Надо относиться к нему с бîльшим вниманием,
уважением, доверием, активно поддерживать стремление к самостоятельности.
Старшие дошкольники очень чувствительны к оценкам взрослых. Они остро
переживают, если взрослый выражает сомне-ние в их самостоятельности,
ограничивает свободу. Необходимо поддерживать в детях ощущение своего
взросления, вселять уверенность в своих силах.
Развитию
самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений:
поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению,
осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача
развития данных умений ставится воспитателем в раз-ных видах деятельности. При
этом воспитатель использует средства, помога-ющие дошкольникам планомерно и
самостоятельно осуществлять свой замы-сел: опорные схемы, наглядные модели,
пооперационные карты.
Высшей формой самостоятельности
детей является творчество. Задача вос-питателя — развивать интерес к
творчеству. Этому способствуют создание творческих ситуаций в игровой,
театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде,
словесное творчество. Все это — обязательные элементы образа жизни старших
дошкольников в детском саду. Именно в увле-кательной творческой деятельности
перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла,
способов и формы его воплощения.
Старшие дошкольники с
удовольствием откликаются на предложение поста-вить спектакль по мотивам
знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в
«волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и
иллюстрации. Такие самодельные книги становят-ся предметом любви и гордости
детей. Вместе с воспитателем они перечитыва-ют свои сочинения, обсуждают их,
придумывают новые продолжения историй.
В группе
постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников к проявлению
интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы,
таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломан-ные игрушки,
нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса и т. п.
Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети ис-пытывают радость
открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если...», «Как
это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти
другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подоб-ные вопросы постоянно
присутствуют в общении воспитателя со старшими дошкольниками. Периодически в
«сундучке сюрпризов» появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие
их любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные письма с
увлекательными задания-ми, схемами, ребусами, детали технических устройств,
зашифрованные записи и пр. Разгадывая загадки, заключенные в
новых объектах, дети учатся рассуж-дать, анализировать, отстаивать свою точку
зрения, строить предположения, испытывают радость открытия и познания.
Особо подчеркивает
воспитатель роль книги как источника новых знаний. Он показывает детям, как из
книги можно получить ответы на самые интерес-ные и сложные вопросы. В трудных
случаях воспитатель специально обраща-ется к книгам, вместе с детьми находит в
книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником
новых интересов дошколь-ников и пробуждает в них стремление к овладению
чтением.