31.10.2022
Особенности реализации воспитательного процесса
Программа учитывает условия, существующие в дошкольном
учреждении,
индивидуальные особенности, интересы, потребности
воспитанников и их родителей.
Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических
принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования :
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как
важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства ;
- понимание (рассмотрение) детства как периода жизни
значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с
ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему
периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер
взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка.
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени
нахождения ребенка в детском саду: в процессе образовательной деятельности,
режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы.
Основные традиции воспитательного процесса в нашем
ДОУ:
1. Стержнем годового цикла воспитательной работы
являются общие для всего детского сада событийные мероприятия проекты , в которых участвуют дети разных
возрастов.
Межвозрастное взаимодействие дошкольников способствует
их взаимообучению и взаимовоспитанию. Общение младших по возрасту ребят со
старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений,
положительных эмоций, проявления уважения, самостоятельности. Это дает больший
воспитательный результат, чем прямое влияние педагога.
2. Детская художественная литература и народное
творчество традиционно
рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее
доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства,
обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими
и национальными ценностными установками.
3. Коллективное планирование, разработка и проведение
общих мероприятий. В ДОУ существует практика создания творческих групп
педагогов, которые оказывают консультационную, психологическую, информационную
и технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных
мероприятий.
4. В детском саду создана система методического
сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями
образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для
обсуждения и решения конкретных воспитательных задач.
Именно педагогическая инициатива родителей стала новым
этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы.
5. Дополнительным воспитательным ресурсом по
приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного
края являются мини-музеи, организованные в каждой группе дошкольного
учреждения. Музейная педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая
исторической и художественной значимостью.
2. Цель и задачи воспитания
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в
РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе иокружающей среде.
Исходя из данного, определения сформулирована общая
цель воспитания в ДОУ:создание условий для самоопределения и социализации детей
дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества и государства.
Воспитание личности ребенка происходит только в процессе
вовлечения его в социально значимую деятельность. В деятельности ребенок
получает социальные знания, у него развивается позитивное отношение к
общественным ценностям, приобретается опыт участия в социально важных делах.
Принимая во внимание цель и деятельностный характер
воспитания, мы определили конкретные задачи:
1. Поддерживать традиции дошкольного учреждения в
проведении социально значимых образовательных и досуговых мероприятий.
2. Использовать в воспитании детей возможности непосредственно
образовательной деятельности (НОД).
3. Организовать раннюю профориентационную работу с
детьми дошкольного
возраста.
4. Использовать воспитательный ресурс развивающей
предметно- пространственной среды ДОУ.
5. Организовать конструктивное взаимодействие
педагогов детского сада и семьи по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить
целевые приоритеты.
В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким
целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми
социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они
живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть вежливым, послушным, доброжелательным,
отзывчивым;
- уважать старших и заботиться о младших;
- стремиться устанавливать хорошие отношения с другими
людьми;
- быть трудолюбивым, доводить начатое дело до конца;
- любить своих родителей, свой родной край и свое
Отчество;
- беречь и охранять окружающую природу;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести
здоровый образ жизни.
На основе знаний у ребенка складываются элементарные
моральные суждения и оценки(что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а
общепринятые нормы и правила поведения начинаютвыступать для него как регулятор
взаимоотношений между людьми и как нравственная нормасвоего поведения.
-объединение воспитательных ресурсов семьи и
дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание
ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Модуль «Традиции детского сада»
Традиции являются основой воспитательной работы в
дошкольном учреждении.
Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду –
это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма,
дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному
творчеству.
В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает
важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить
свои знания и способности в процессе коллективной деятельности.
В детском саду существует четкая программа действий по
осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на
социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста.
Цель проведения традиционных мероприятий: организация
в ДОУ единого воспитательного пространства для формирования социального опыта
дошкольников в коллективе других детей и взрослых.
Задачи:
1. Формировать представления о нормах и правилах
общения детей друг с другом и с окружающими взрослыми.
2. Формировать умение каждого ребенка устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с детьми разных возрастных групп.
3. Способствовать освоению социальных ролей: мальчик-девочка;
старший-младший; член коллектива; житель своего села, гражданин своей страны.
4. Приобщать к истории и культуре народов России в
процессе традиционных коллективных мероприятий.
5. Развивать гражданскую позицию, нравственность,
патриотизм, инициативу и самостоятельность воспитанников в различных
коллективных видах детской деятельности.
6. Воспитывать доброжелательность и положительное
эмоциональное отношение к окружающим людям.
Тематика традиционных мероприятий определяется исходя
из необходимости обогащения детского опыта, приобщения к ценностям, истории и
культуре своего народа. Традиционным для дошкольного учреждения является
проведение: на уровне ДОУ :
- общественных праздников («День Победы», «День
защитника Отечества», «Международный женский день», «День работников
дошкольного образования»);
- сезонных праздников («Осень», «Новый год»,
«Калядки», «Иван- купало»);
- тематических мероприятий («День Здоровья», «Неделя
безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя»);
- социальных и экологических акций («Открытка для ветерана»,
«Книга памяти»,«Бессмертный полк», «Окна Победы», «Помогите птицам», «Кормушка
для птиц», «Посади дерево»);
на уровне группы:
- «Утро радостных встреч»;
-Детский совет;
- «День рождения»;
- «Чистая пятница»;
- «Наши соседи» (поход в гости с концертным или
театральным номерами в
соседнюю группу).
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная,
коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, художественно-
эстетическая.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Проекты. В настоящее время проекты являются самой
распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются
различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта
проводится итоговое мероприятие.
2. Совместные игры. Это одна из основных форм
воспитательного воздействия в процессе проведения традиционных мероприятий.
Применяются различные виды игр: сюжетно-ролевые,
творческие, подвижные и малоподвижные, народные, игры-драматизации, квест-игры.
3. Творческие мастерские. В свободное время дети
занимаются рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Делают различные
макеты, коллажи, экологические знаки и стенгазеты, подарки, поделки для
выставок, сюжетно-ролевых игр. Совместно с воспитателями и родителями
изготавливают атрибуты для совместных мероприятий.
4. Выставки. По тематике многих мероприятий проводятся
выставки: информационные, фотовыставки, декоративно-прикладного искусства,
экологические, социальные.
Традиционными в детском саду стали выставки детских
работ «Мой любимый детский сад», «Защитники Отечества», «Мама – солнышко мое»,
«День Победы», фотовыставки «Наша жизнь», «Люблю тебя, мой край родной».
5. Социальные и экологические акции. В акциях
принимают участие сотрудники, родители и воспитанники дошкольного учреждения. В
ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, социокультурные и
экологические навыки, активную жизненную позицию.
6. Конкурсы, викторины. Эти мероприятия имеют
познавательное содержание и проходят в развлекательной форме. Проводятся по
всем направлениям развития дошкольников.
7. Музыкально-театрализованные представления. Данные
представления проводятся в виде концертов, театральных постановок, развлечений.
8. Спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках
многих традиционных событий предусматриваются различные виды двигательной деятельности
(физкультурные досуги, соревнования, эстафеты), которые развивают у детей
потребность в здоровом образе жизни и воспитывают любовь к спорту.
Модуль «Детско-взрослые сообщества»
Детско-взрослые сообщества в ДОУ организуются по
инициативе детей и взрослых на основе социально значимых целей, партнерства и
сотрудничества.
Воспитание дошкольников в данном случае происходит в
процессе социальной одобряемой деятельности. В рамках этой деятельности ребенок
учится выстраивать взаимоотношения с другими людьми и свое поведение в
соответствии с общим делом. У него возрастает познавательный интерес к
окружающему социальному миру, развивается эмоционально-личностная сфера,происходит
становление ценностных ориентаций.
Цель организации детско-взрослых сообществ: воспитание
детей дошкольного возраста в коллективе посредством практической совместной
деятельности, направленной на пользу общества.
Задачи:
1. Формировать умение взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками.
2. Формировать умение выстраивать свое поведение и деятельность,
учитывая потребности и интересы других.
3. Способствовать формированию положительного
отношения к миру, к другим людям и самому себе.
4. Развивать нравственные качества личности ребенка.
5. Развивать основы социального самоконтроля и
самосознания.
6. Развивать самостоятельность и инициативу.
Главное – чтобы дети поняли важность своих совместных
дел. Полученные социальные знания должны превратиться в личное убеждение и
внутреннюю потребность соблюдать законы и правила общества, оценивать свои
действия и действия других на основе собственного сформированного
социально-личностного опыта.
Учитывая возрастные возможности дошкольников,
особенности режима дня, детско-взрослые сообщества в ДОУ организованы в рамках
одной группы:
- во II младшей группе: «Малышкины книжки»;
- в средней группе: «Юные экологи»;
- в старшей группе: «Юные инспекторы дорожного
движения»;
- в подготовительной к школе группе: «Юные волонтеры».
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная,
коммуникативная,
продуктивная, двигательная, трудовая, художественно- эстетическая.
Общими для всех детско-взрослых сообществ являются
такие формы работы как: проекты, акции, тематические праздники.