Программа по дополнительному образованию Танцевальная студия

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка …………………………………………………………….3

2.

Учебный план.
Содержание учебного плана …..………………………………………………..

3.

Календарный учебный график…………………………………………..….…. . 9

4.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы……………………………………………………………….…..….

14

5.

Список литературы ……………………………………………………………

15

7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественная. Образовательная программа
направлена на обучение дошкольников 3-7 лет основам хореографического искусства,
развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также
воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного
социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.
Срок реализации программы - 4 года.
Актуальность создания данной образовательной программы заключается в
значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп,
а особенно среди детей дошкольного возраста, большинство из которых приходят в
хореографические коллективы несознательно, по воле родителей. Родители стремятся
привлечь ребенка к занятиям хореографией с самого раннего возраста, они в свою очередь
правы: ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих
сверстников. Однако только от педагога, от методов его преподавания зависит то, с каким
интересом будет подходить ребенок к занятиям и каких результатов он достигнет. Данная
программа предоставляет широкие возможности обучения основам хореографического
искусства.
Программа направлена на формирование и развитие у детей таких физических данных,
как подвижность, выносливость, сила, ловкость, гибкость, пластичность. Развивается также и
познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у
детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и
труде взрослых, различных явлениях природы.
В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию.
Прививая с ранних лет любовь к искусству танца, к музыке, педагог работает над
формированием
гармонично
развитой
личности,
учит
ребенка
запоминать,
систематизировать полученные умения и навыки. Кроме того, осваивая даже самый
элементарный танцевальный материал, ребенок прикладывает немало усилий и терпения, что
формирует в нем такие качества, как воля и упорство.
Таким образом, данная образовательная программа направлена на создание условий
для формирования гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения
искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевальноисполнительского мастерства.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа
ориентирует детей на приобщение к музыкально-художественной культуре, применение
полученных знаний, умений и навыков танцевального творчества в повседневной
деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального
творческого продукта.
Программа направлена на синтез классической, народной и современной хореографии.
Программа не является статичной по своему характеру. Содержание может меняться в
зависимости от потребностей и возможностей воспитанников. Выбор методов и приемов
определяется целями и задачами конкретного занятия, зависит от усвоения детьми
программного материала, количества детей в группе.

Нормативно-правовая
1.
Федерации»;

основа для разработки и реализации
программы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской

2.
Федеральный закон № 124_ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (в редакции от 17.12.2009 г).
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013
г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4.
Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р);
5.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996р);
6.
Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в
Российской Федерации до 2020 года.
7.
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как
методические рекомендации);
8.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.304913
9.
Устав МБДОУ
10.
Авторские программы О.В.Усовой «Развитие личности ребенка средствами
хореографии. Театр Танца», А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика».
Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных
задатков и творческого потенциала дошкольников 3-7 лет в процессе обучения искусству
хореографии.
Основные задачи:
•

стимулировать познавательные процессы личности ребенка через танцевальные
движения , обогатить его эмоционально - волевую сферу;

•

расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка
(невербальными средствами коммуникации);
повысить двигательную активность, формировать двигательную культуру ребенка;
развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои
оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству;

•
•
•
•

развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа танца;

обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и
взаимоконтроля.
Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу строится
с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец
рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и
его эмоционально-волевой сферы и двигательной культуры.

Отличительные особенности программы от уже существующих программ
состоят в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных
возрастов основные направления танца и пластики, включающие: логоритмику,
гимнастику, ритмику, классический народный и современный танец.
Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе по
расширению возможностей творческой реализации детей, посредством приобщения к миру
хореографии: классический танец, народный, современный танец.
Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных
направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку
обучающихся в течение всего курса обучения, что позволяет определять время и количество
занятий в соответствии с этапами освоения программы.
Принципы:
1. Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,
раскрепощено.
2. Целостность в решении педагогических задач:
- обогащение детей музыкальными впечатлениями через игры и пляски.
- претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
- приобщение к народной культуре (разучивание народных игр и хороводов).
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем
разделам музыкального воспитания.
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и
частично историческим календарём.
5. Принцип партнерства и сотрудничества.
6. Принцип развивающего характера обучения.
7. Интеграция развития музыкальности ребенка с другими видами художественноэстетической деятельности.
8. Принцип положительной оценки деятельности детей.
9. Принцип импровизации – занятия рассматриваются как творческая деятельность, что
обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу
которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие
образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка.
Формы и методы обучения и воспитания.
Основная форма обучения – групповая (обучающие занятия). Занятия
предполагают использование групповых, подгрупповых и индивидуальных форм
обучения.
Теоретические методы обучения – рассказ, объяснения, пояснения, показ, беседа.
Практические методы обучения – выполнение упражнений под руководством
педагога, самостоятельно, при помощи старших детей.
Механизмы и сроки реализации Программы
Срок реализации – 4 года.
Виды занятий: традиционное, занятие – игра, открытое занятие.
Диагностика освоения Программы проводится по наблюдениям педагога в начале и в конце
года.
Ожидаемые результаты.
3-4 года
К концу года дети должны:
- уметь выражать различные эмоциональные состояния в музыке мимикой лица;

- знать и определять на слух музыкальные лады Мажор и Минор;
- знать и определять по карточкам обозначения динамики звука «f» и «p»;
- слышать и прохлопывать ударные слоги (сильные доли) в речитациях;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
-координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
4-5 лет
К концу года дети должны знать:
- музыкальные размеры, темп и характер музыки;
- хореографические названия изученных элементов;
- требования к внешнему виду на занятиях;
- знать позиции ног.
Могут:
- воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
- владеть корпусом во время исполнения движений;
- ориентироваться в пространстве;
- координировать свои движения;
- исполнять хореографический этюд в группе.
5-6 лет
К концу года дети должны знать:
- названия основных танцевальных движений и элементов;
- терминологию партерного экзерсиса;
- правила гигиены тела, тренировочной̆ одежды;
- могут:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным
характером музыки;
- реагировать на начало музыки и её окончание, ритмично ходить под музыку, легко
бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться
вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом;
- двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами, располагаться по
залу врассыпную и собираться в круг или в линию;
- выполнять элементы партерной̆ гимнастики;
6-7 лет
К концу обучения дети должны знать:
- основные понятия и термины начальной хореографии;
- основные понятия и термины партерной гимнастики;
- начало и конец музыкального вступления;
- названия танцевальных элементов и движений;
- правила исполнения движений в паре;
- откликаться на динамические оттенки в музыке;
- выполнять простейшие ритмические рисунки;
- красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
- давать характеристику музыкальному произведению. уметь:
- правильно исполнять основные элементы упражнений;
- выразительно двигаться под музыку;
- реагировать на музыкальное вступление;
- слышать ритмический рисунок мелодии;
- правильно исполнять ритмические комбинации;
- ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
- исполнять движения в парах, в группах;

-

держаться правильно на сценической̆ площадке.
ориентировка в пространстве на основе круговых и линейных рисунков;
исполнение движения в парах, в группах.

Личностные результаты освоения программы обучения:
Результаты развития обучающихся:
укрепление и развитие мышечного аппарата;
чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, выразительность движений;
музыкально-ритмические навыки;
координация движений, пластичность;
умение ориентироваться в пространстве (в хореографическом зале);
развитие выворотности ног;
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкальный ритмический
рисунок.
Результаты воспитания обучающихся:
общение в коллективе, проявляя дружелюбие и активность;
эмоциональный отклик и интерес к музыкально-ритмическим движениям;
дисциплина, проявление ответственности и выдержки на протяжении всего занятия.

2.

№

1
2
3
4

Группа

Учебный план. Содержание учебного плана.
Количество
месяцев

Первый год обучения
3 -4 года
Второй год обучения
4-5 лет
Третий год обучения
5-6 лет
Четвертый год
обучения 6-7 лет

Название темы

2

8

64

8

2

8

64

8

2

8

64

8

2

8

64

Первый год обучения 3-4 года

Всего часов

Теоретические Практические занятия
занятия

1

Логоритмика.

10

1

9

2

Ритмика

10

1

9

3

Музыкально-ритмические игры

14

1

13

4

Ориентационно-

15

1

14

Танцевальные элементы.

15

1

14

Итого

64

5

59

пространственные упражнения
5

В год

8

Учебно-тематический план.
№

Количество занятий
В неделю
В месяц

Учебно-тематический план.
№
1
2

Название темы

Второй год обучения 4-5 лет

Всего часов

Логоритмика. Теория

Теоретические

Практические

занятия

занятия

1

4

1

4

15

1

4

5
5

3

Элементы логоритмики
Ритмика

4

Музыкально-ритмические игры

15

1

4

5

Танец.

24

3

21

Итого

64

7

57

Учебно-тематический план. Третий год обучения 5-6 лет
№
1

Название темы

Всего часов

Теоретические

Практические

занятия

занятия

2

15

1

9

2

Гимнастика
Ритмика

17
10

3

Музыкально-ритмические игры

11

0

11

4

Танец

16

2

14

5

Подготовка

конкурсами 10

2

8

64

7

57

к

фестивалям
Итого

Учебно-тематический план. Третий год обучения 6-7 лет
№
1

Название темы

Всего часов

Теоретические

Практические

занятия

занятия

2

15

1

9

2

Гимнастика
Ритмика

17
10

3

Музыкально-ритмические игры

11

0

11

4

Танец

16

2

14

5

Подготовка

конкурсами 10

2

8

64

7

57

к

фестивалям
Итого

Календарный учебный график
Количество учебных недель: 32
Количество занятий в неделю: 2
Количество занятий в год: 64
Диагностика: октябрь, апрель
Возраст
3-4 года
4-5 лет
Месяц
Нед
Занятий Тема Занятий в
Тема
еля
в
неделю
неделю
октябрь
1
2
Т
2
Л

5-6 лет
Занятий
Тема
в
неделю
2
Р/Г

6-7 лет
Занятий в Тема
неделю
2

Р

ноябрь

2
3
4
1
2
3
4

2
2
2
2
2
2
2

Т
Т
Л
Л
Л
Л
Л/Р

2
2
2
2
2
2
2

Л
Л
Л/Р
Р
Р
Р
Р

2
2
2
2
2
2
2

Т
Т
Т
Т
Т
Т
Р/Г

2
2
2
2
2
2
2

Г
Г
Р
Г
Г
Г
Г

декабрь

1

2

Т

2

Т

2

Р/Г

2

Р

2

2

Т

2

Т

2

Р/Г

2

Г

3

2

Т

2

Т

2

Р/Г

2

Г

4

2

Т

2

Т

2

Р/Г

2

Г

Новогодние каникулы
2
Р
2
2
Р
2
2
Р
2
2
2
Теория
2
Т
2
2
Т
2
2
Т
2
2
Т
2
2
Р
2
2
Р
2
2
Р
2

Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Т
Т
Т

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Г
Г
Г
Г
Г
Г
Т
Т
Т
Т
Т

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Р
Р
Т
Т
Т
Т
Т
Т
Т
П

Т
Т
Т
Т
Р
Р
Р
Р
Т

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Т
Т
Т/Р
Р
Г
Г
Г
Р
Р

2
2
2
2
2
2
2
2
2

П
П
П
П
П
П
Р
Р
Р

январь

февраль

март

апрель

май

1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
5
1
2
3
4

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Содержание «Логоритмика».
ЛОГОРИТМИКА
I.

Теория дисциплины

Логоритмика - комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Основные задачи логоритмики:
•

формировать
и
корректировать
движения
(общеразвивающие и двигательные в подвижных играх);
•

развивать
неречевые процессы:
движений,
правильное дыхание, музыкальность;

основные

координацию

•
развивать эмоциональную включённость, волевых качеств,
произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому
состоянию, сенсоматорной координации;
•
нормализовать двигательных функций и речи, в том числе дыхания,
голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи
•

укреплять опорно-двигательный аппарат;

•
развивать силы мышц, укрепление суставов и повышение их
подвижности;
• развивать выносливости и постановка дыхания; выработка
навыков высокой культуры движений.
II. Элементы логоритмики.
1.Упражнени на развитие дыхания;
•

«Пузырек»

•
•

«Серединка»
«Апельсинка»
Речевые игры на внимание, переключаемость:

•

«Правая и левая»

2.

•
«Этот пальчик»
Общие развивающие упражнения из положения стоя:

3.

4.

5.

•

«Левая и правая нога»

•

«У жирафа пятна»

•

«Мы попрыгаем»

•
«Ты похлопай вместе с нами»
Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса:
•
•

«велосипед»
«экскаватор»

•

«ступеньки»;

•
«ножницы»;
Общие развивающие упражнения из положения сидя и лежа:

•
•

«королевский стульчик»
«гусеница»

•
«охотники на шоколадку»
Упражнения, развивающие выворотность ног

6.

•
•

«лягушка»
«бабочка»

•

«дельфин»

•

«русалка»

Содержание «РИТМИКА”
I. Теория дисциплины
1.
стаккато.
2.

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато –
Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер.

II. Музыкально-ритмические игры.
1.

Упражнения, игры и метр: Сильные доли и
такт:

Здесь

используются

упражнения

и игры

с акцентированием

сильных

долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4). Сильные доли, слабые
доли и музыкальный размер:
Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений
с сильными и слабыми долями музыки.
«Недотрога»
«Фонари»
«Кулачок-Ладошка»
2.

Упражнения, игры и фразировка.

•
Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры
2\4, 3\4, 4\4) «Носок-пятка»:
•
Соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры
2\4, 3\4, 4\4) «Штанга»:
•
Соотношение движений с музыкальным периодом (муз.
размеры
2\4, 3\4, 4\4) «Ралли»:
3.

Упражнения, игры и темп.
•

•
музыки:
•
музыки

Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы:
Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом
Соотношение

резко

меняющегося

темпа

с хореографическим движением:

•
Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном
музыкальном темпе:

«Неваляшка»
«Незнайка»
«Плакса»
4.

Упражнения, игры и динамика.

•
Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания
с хореографическим движением:
•
Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с
хореографическим движением:
«Море волнуется раз»
«Прыг, стоп, хлоп» «По
зернышку»
5.

Упражнения, игры и характер музыкального произведения.

•
Соотношение характеров музыки и движения:
«Умное эхо»
«Река и ручейки»
«Зеркало»
«Прогулочка»
«Дождик»
«Пальчики-зайчики»
Содержание « ГИМНАСТИКА»
1.Общие сведения о гимнастике
Краткий обзор развития гимнастики в России
Гимнастическая терминология
Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике
II.Упражнения на развитие гибкости
Ходьба в приседе;
Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;
Выпады и полушпагаты;
Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;
Широкие стойки на ногах;
Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и
седах);
Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;
III.Упражнения на развитие ловкости и координации
Произвольное преодоление простых препятствий; Ходьба по
гимнастической скамейке; Воспроизведение заданной игровой
позы;
Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки,
перелезание через горку матов и т.д.;
Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних
участков тела на другие;
Равновесия типа «ласточка»;
Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;

Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.
IV.Упражнения на формирование осанки
Упражнения на проверку осанки;
Ходьба на носках;
Ходьба с заданной осанкой;
Ходьба под музыкальное сопровождение;
Танцевальные упражнения;
Комплексы упражнений на контроль осанки в движении; Упражнения для укрепления
и коррекции мышечного корсета; Комплексы упражнений на чередование напряжения
и расслабления мышц отдельных участков тела.
ТАНЕЦ
I. Теория дисциплины.
1. Понятия «мелодия», «поза», «движение».
II. Ориентационно-пространственные упражнения.
1.
Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных плоскостных (шеренга, колонна),
объёмных (круг, «цепочка»);
2.
Изучение одноплановых рисунков и фигур:
•
линейных
(плоскостных)
шеренга
горизонтальная;
колонна
горизонтальная;
•
объёмных - круг; «цепочка»;
3. Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые:
из линейных в линейные:
•
из шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальная; из колонны горизонтальная в
шеренгу горизонтальную. из объемных в объёмные:
• сужение и расширение круга; из круга в «цепочку»; из объёмных в
линейные и наоборот: из круга в горизонтальную шеренгу;
•
•

из круга в горизонтальную колонну;
из горизонтальной шеренги в круг; из

колонны

горизонтальной

«цепочку»;
•

III. Танцевальные элементы.
1.
Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки.
Изучение различного вида шагов с руками, находящимися в положении «ладони на
талии»:
•
танцевальный шаг с носка;
•
маршевый шаг на месте;
•
шаги на полупальцах
•
легкий бег с поджатыми ногами;
•
прыжки с вытянутыми ногами; прыжки с поджатыми ногами;
•
подскоки на месте и с продвижением.
2.
Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4.
3.
Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства:
«Ширма»
«Птичий двор»
«Кузнечик»
«Облака»

в

«Игрушки»
«Манечки-Ванечки»
«Карусели».
Методическое обеспечение программы
1. Азбука танцев / Авт. – сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. – М.: АСТ;
Донецк: Сталкер, 2005.
2. Барышникова, Т. С. Азбука хореографии: учебное пособие / Т.С. Барышникова. – М.:
Книга, 1999.
3.Бекина, С. А. Музыка и движение: учебное пособие / С.А. Бекина. - М.: Просвещение,
1994.
4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3–7
лет
5.«От жеста к танцу», автор Е. В. Горшкова.
6.«Са-Фи-ДаНсе» Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно – методическое
пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Материально-техническое обеспечение Программы
Развивающая среда
ТСО
Пространственная

- Музыкальный
центр

Физкультурно –
музыкальный зал

Предметная
1.Гимнастическая
лестница
(шведская стенка) – 2 шт.
2. Маты – 2 шт.
3.
Гимнастическая скамейка – 2
шт.
4.Палки гимнастические – 16 шт.;
5.. Фитбол мяч – 16 шт.
6. Ленты с кольцами – 16 шт.
7. Маски - 5 шт.
8. Коврики для партера - 16 шт

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БуренинаА.И. Программа по ритмической пластике для детей ред.
«Ритмическая мозаика»
2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва.«Айрис-пресс» 2000г.
3. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев, «Феникс» 2005
4. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения,
Ярославль 2004
5. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду» Москва 2003г.
6. Овчаренко Е., Cмолянинова Н. История и теория народно-сценического танца.
– Барнаул, 2000.
7. Потуданская О.В., Программа школа-студия эстрадного танца «Саманта», МЦЭВДиМ
г. Новочеркасск
8. Сайкина Е.Г.,ФирилеваЖ.Е. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт –
Петербург 2003г.
9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей —
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».