СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка …………………………………………………………….3 2. Учебный план. Содержание учебного плана …..……………………………………………….. 3. Календарный учебный график…………………………………………..….…. . 9 4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………………….…..…. 14 5. Список литературы …………………………………………………………… 15 7 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы – художественная. Образовательная программа направлена на обучение дошкольников 3-7 лет основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида. Срок реализации программы - 4 года. Актуальность создания данной образовательной программы заключается в значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп, а особенно среди детей дошкольного возраста, большинство из которых приходят в хореографические коллективы несознательно, по воле родителей. Родители стремятся привлечь ребенка к занятиям хореографией с самого раннего возраста, они в свою очередь правы: ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Однако только от педагога, от методов его преподавания зависит то, с каким интересом будет подходить ребенок к занятиям и каких результатов он достигнет. Данная программа предоставляет широкие возможности обучения основам хореографического искусства. Программа направлена на формирование и развитие у детей таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, гибкость, пластичность. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы. В образовательном процессе главная роль отводится эстетическому воспитанию. Прививая с ранних лет любовь к искусству танца, к музыке, педагог работает над формированием гармонично развитой личности, учит ребенка запоминать, систематизировать полученные умения и навыки. Кроме того, осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, ребенок прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и упорство. Таким образом, данная образовательная программа направлена на создание условий для формирования гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевальноисполнительского мастерства. Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа ориентирует детей на приобщение к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков танцевального творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Программа направлена на синтез классической, народной и современной хореографии. Программа не является статичной по своему характеру. Содержание может меняться в зависимости от потребностей и возможностей воспитанников. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, зависит от усвоения детьми программного материала, количества детей в группе. Нормативно-правовая 1. Федерации»; основа для разработки и реализации программы Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской 2. Федеральный закон № 124_ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (в редакции от 17.12.2009 г). 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Концепция развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р); 5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996р); 6. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. 7. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (рассматривается только как методические рекомендации); 8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.304913 9. Устав МБДОУ 10. Авторские программы О.В.Усовой «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр Танца», А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика». Цели и задачи реализации Программы Цель Программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала дошкольников 3-7 лет в процессе обучения искусству хореографии. Основные задачи: • стимулировать познавательные процессы личности ребенка через танцевальные движения , обогатить его эмоционально - волевую сферу; • расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребенка (невербальными средствами коммуникации); повысить двигательную активность, формировать двигательную культуру ребенка; развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, то есть побуждать детей к творчеству; • • • • развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа танца; обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля. Новизна программы состоит в том, что система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой сферы и двигательной культуры. Отличительные особенности программы от уже существующих программ состоят в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: логоритмику, гимнастику, ритмику, классический народный и современный танец. Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей, посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, народный, современный танец. Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения, что позволяет определять время и количество занятий в соответствии с этапами освоения программы. Принципы: 1. Непринужденность обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено. 2. Целостность в решении педагогических задач: - обогащение детей музыкальными впечатлениями через игры и пляски. - претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности. - приобщение к народной культуре (разучивание народных игр и хороводов). 3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. 4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично историческим календарём. 5. Принцип партнерства и сотрудничества. 6. Принцип развивающего характера обучения. 7. Интеграция развития музыкальности ребенка с другими видами художественноэстетической деятельности. 8. Принцип положительной оценки деятельности детей. 9. Принцип импровизации – занятия рассматриваются как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка. Формы и методы обучения и воспитания. Основная форма обучения – групповая (обучающие занятия). Занятия предполагают использование групповых, подгрупповых и индивидуальных форм обучения. Теоретические методы обучения – рассказ, объяснения, пояснения, показ, беседа. Практические методы обучения – выполнение упражнений под руководством педагога, самостоятельно, при помощи старших детей. Механизмы и сроки реализации Программы Срок реализации – 4 года. Виды занятий: традиционное, занятие – игра, открытое занятие. Диагностика освоения Программы проводится по наблюдениям педагога в начале и в конце года. Ожидаемые результаты. 3-4 года К концу года дети должны: - уметь выражать различные эмоциональные состояния в музыке мимикой лица; - знать и определять на слух музыкальные лады Мажор и Минор; - знать и определять по карточкам обозначения динамики звука «f» и «p»; - слышать и прохлопывать ударные слоги (сильные доли) в речитациях; - владеть корпусом во время исполнения движений; - ориентироваться в пространстве; -координировать свои движения; - исполнять хореографический этюд в группе. 4-5 лет К концу года дети должны знать: - музыкальные размеры, темп и характер музыки; - хореографические названия изученных элементов; - требования к внешнему виду на занятиях; - знать позиции ног. Могут: - воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; - владеть корпусом во время исполнения движений; - ориентироваться в пространстве; - координировать свои движения; - исполнять хореографический этюд в группе. 5-6 лет К концу года дети должны знать: - названия основных танцевальных движений и элементов; - терминологию партерного экзерсиса; - правила гигиены тела, тренировочной̆ одежды; - могут: - двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки; - реагировать на начало музыки и её окончание, ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом; - двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами, располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию; - выполнять элементы партерной̆ гимнастики; 6-7 лет К концу обучения дети должны знать: - основные понятия и термины начальной хореографии; - основные понятия и термины партерной гимнастики; - начало и конец музыкального вступления; - названия танцевальных элементов и движений; - правила исполнения движений в паре; - откликаться на динамические оттенки в музыке; - выполнять простейшие ритмические рисунки; - красиво и правильно исполнять танцевальные элементы; - давать характеристику музыкальному произведению. уметь: - правильно исполнять основные элементы упражнений; - выразительно двигаться под музыку; - реагировать на музыкальное вступление; - слышать ритмический рисунок мелодии; - правильно исполнять ритмические комбинации; - ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; - исполнять движения в парах, в группах; - держаться правильно на сценической̆ площадке. ориентировка в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; исполнение движения в парах, в группах. Личностные результаты освоения программы обучения: Результаты развития обучающихся: укрепление и развитие мышечного аппарата; чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, выразительность движений; музыкально-ритмические навыки; координация движений, пластичность; умение ориентироваться в пространстве (в хореографическом зале); развитие выворотности ног; выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами, передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Результаты воспитания обучающихся: общение в коллективе, проявляя дружелюбие и активность; эмоциональный отклик и интерес к музыкально-ритмическим движениям; дисциплина, проявление ответственности и выдержки на протяжении всего занятия. 2. № 1 2 3 4 Группа Учебный план. Содержание учебного плана. Количество месяцев Первый год обучения 3 -4 года Второй год обучения 4-5 лет Третий год обучения 5-6 лет Четвертый год обучения 6-7 лет Название темы 2 8 64 8 2 8 64 8 2 8 64 8 2 8 64 Первый год обучения 3-4 года Всего часов Теоретические Практические занятия занятия 1 Логоритмика. 10 1 9 2 Ритмика 10 1 9 3 Музыкально-ритмические игры 14 1 13 4 Ориентационно- 15 1 14 Танцевальные элементы. 15 1 14 Итого 64 5 59 пространственные упражнения 5 В год 8 Учебно-тематический план. № Количество занятий В неделю В месяц Учебно-тематический план. № 1 2 Название темы Второй год обучения 4-5 лет Всего часов Логоритмика. Теория Теоретические Практические занятия занятия 1 4 1 4 15 1 4 5 5 3 Элементы логоритмики Ритмика 4 Музыкально-ритмические игры 15 1 4 5 Танец. 24 3 21 Итого 64 7 57 Учебно-тематический план. Третий год обучения 5-6 лет № 1 Название темы Всего часов Теоретические Практические занятия занятия 2 15 1 9 2 Гимнастика Ритмика 17 10 3 Музыкально-ритмические игры 11 0 11 4 Танец 16 2 14 5 Подготовка конкурсами 10 2 8 64 7 57 к фестивалям Итого Учебно-тематический план. Третий год обучения 6-7 лет № 1 Название темы Всего часов Теоретические Практические занятия занятия 2 15 1 9 2 Гимнастика Ритмика 17 10 3 Музыкально-ритмические игры 11 0 11 4 Танец 16 2 14 5 Подготовка конкурсами 10 2 8 64 7 57 к фестивалям Итого Календарный учебный график Количество учебных недель: 32 Количество занятий в неделю: 2 Количество занятий в год: 64 Диагностика: октябрь, апрель Возраст 3-4 года 4-5 лет Месяц Нед Занятий Тема Занятий в Тема еля в неделю неделю октябрь 1 2 Т 2 Л 5-6 лет Занятий Тема в неделю 2 Р/Г 6-7 лет Занятий в Тема неделю 2 Р ноябрь 2 3 4 1 2 3 4 2 2 2 2 2 2 2 Т Т Л Л Л Л Л/Р 2 2 2 2 2 2 2 Л Л Л/Р Р Р Р Р 2 2 2 2 2 2 2 Т Т Т Т Т Т Р/Г 2 2 2 2 2 2 2 Г Г Р Г Г Г Г декабрь 1 2 Т 2 Т 2 Р/Г 2 Р 2 2 Т 2 Т 2 Р/Г 2 Г 3 2 Т 2 Т 2 Р/Г 2 Г 4 2 Т 2 Т 2 Р/Г 2 Г Новогодние каникулы 2 Р 2 2 Р 2 2 Р 2 2 2 Теория 2 Т 2 2 Т 2 2 Т 2 2 Т 2 2 Р 2 2 Р 2 2 Р 2 Р Р Р Р Р Р Р Р Т Т Т 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Г Г Г Г Г Г Т Т Т Т Т 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р Р Т Т Т Т Т Т Т П Т Т Т Т Р Р Р Р Т 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Т Т Т/Р Р Г Г Г Р Р 2 2 2 2 2 2 2 2 2 П П П П П П Р Р Р январь февраль март апрель май 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 5 1 2 3 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Р Р Р Р Р Р Р Р Р 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Содержание «Логоритмика». ЛОГОРИТМИКА I. Теория дисциплины Логоритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основные задачи логоритмики: • формировать и корректировать движения (общеразвивающие и двигательные в подвижных играх); • развивать неречевые процессы: движений, правильное дыхание, музыкальность; основные координацию • развивать эмоциональную включённость, волевых качеств, произвольности, активного словаря, мелкой моторики, речи, общему физическому состоянию, сенсоматорной координации; • нормализовать двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной стороны речи • укреплять опорно-двигательный аппарат; • развивать силы мышц, укрепление суставов и повышение их подвижности; • развивать выносливости и постановка дыхания; выработка навыков высокой культуры движений. II. Элементы логоритмики. 1.Упражнени на развитие дыхания; • «Пузырек» • • «Серединка» «Апельсинка» Речевые игры на внимание, переключаемость: • «Правая и левая» 2. • «Этот пальчик» Общие развивающие упражнения из положения стоя: 3. 4. 5. • «Левая и правая нога» • «У жирафа пятна» • «Мы попрыгаем» • «Ты похлопай вместе с нами» Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса: • • «велосипед» «экскаватор» • «ступеньки»; • «ножницы»; Общие развивающие упражнения из положения сидя и лежа: • • «королевский стульчик» «гусеница» • «охотники на шоколадку» Упражнения, развивающие выворотность ног 6. • • «лягушка» «бабочка» • «дельфин» • «русалка» Содержание «РИТМИКА” I. Теория дисциплины 1. стаккато. 2. Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато – Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер. II. Музыкально-ритмические игры. 1. Упражнения, игры и метр: Сильные доли и такт: Здесь используются упражнения и игры с акцентированием сильных долей такта при меняющихся музыкальных размерах (2\4, 3\4, 4\4). Сильные доли, слабые доли и музыкальный размер: Здесь используются упражнения и игры на соотношение резких и спокойных движений с сильными и слабыми долями музыки. «Недотрога» «Фонари» «Кулачок-Ладошка» 2. Упражнения, игры и фразировка. • Соотношение движений с музыкальной фразой (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4) «Носок-пятка»: • Соотношение движений с музыкальным предложением (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4) «Штанга»: • Соотношение движений с музыкальным периодом (муз. размеры 2\4, 3\4, 4\4) «Ралли»: 3. Упражнения, игры и темп. • • музыки: • музыки Сохранение темпа движения во время музыкальной паузы: Соотношение темпа движения с постепенно изменяющимся темпом Соотношение резко меняющегося темпа с хореографическим движением: • Ускорение и замедление темпа движения в 2 раза при неизменном музыкальном темпе: «Неваляшка» «Незнайка» «Плакса» 4. Упражнения, игры и динамика. • Соотношения резко меняющейся силы музыкального звучания с хореографическим движением: • Соотношение усиления и ослабления силы звучания музыки с хореографическим движением: «Море волнуется раз» «Прыг, стоп, хлоп» «По зернышку» 5. Упражнения, игры и характер музыкального произведения. • Соотношение характеров музыки и движения: «Умное эхо» «Река и ручейки» «Зеркало» «Прогулочка» «Дождик» «Пальчики-зайчики» Содержание « ГИМНАСТИКА» 1.Общие сведения о гимнастике Краткий обзор развития гимнастики в России Гимнастическая терминология Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике II.Упражнения на развитие гибкости Ходьба в приседе; Наклоны вперёд, назад, вправо, влево; Выпады и полушпагаты; Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой; Широкие стойки на ногах; Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах); Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах; III.Упражнения на развитие ловкости и координации Произвольное преодоление простых препятствий; Ходьба по гимнастической скамейке; Воспроизведение заданной игровой позы; Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т.д.; Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие; Равновесия типа «ласточка»; Передвижения на носках, с поворотами и подскоками; Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам. IV.Упражнения на формирование осанки Упражнения на проверку осанки; Ходьба на носках; Ходьба с заданной осанкой; Ходьба под музыкальное сопровождение; Танцевальные упражнения; Комплексы упражнений на контроль осанки в движении; Упражнения для укрепления и коррекции мышечного корсета; Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела. ТАНЕЦ I. Теория дисциплины. 1. Понятия «мелодия», «поза», «движение». II. Ориентационно-пространственные упражнения. 1. Изучение одноплановых рисунков и фигур: линейных плоскостных (шеренга, колонна), объёмных (круг, «цепочка»); 2. Изучение одноплановых рисунков и фигур: • линейных (плоскостных) шеренга горизонтальная; колонна горизонтальная; • объёмных - круг; «цепочка»; 3. Изучение приёмов перестроения из одноплановых рисунков и фигур в одноплановые: из линейных в линейные: • из шеренги горизонтальной в шеренгу горизонтальная; из колонны горизонтальная в шеренгу горизонтальную. из объемных в объёмные: • сужение и расширение круга; из круга в «цепочку»; из объёмных в линейные и наоборот: из круга в горизонтальную шеренгу; • • из круга в горизонтальную колонну; из горизонтальной шеренги в круг; из колонны горизонтальной «цепочку»; • III. Танцевальные элементы. 1. Танцевальные шаги, бег, прыжки, подскоки. Изучение различного вида шагов с руками, находящимися в положении «ладони на талии»: • танцевальный шаг с носка; • маршевый шаг на месте; • шаги на полупальцах • легкий бег с поджатыми ногами; • прыжки с вытянутыми ногами; прыжки с поджатыми ногами; • подскоки на месте и с продвижением. 2. Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 4/4. 3. Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства: «Ширма» «Птичий двор» «Кузнечик» «Облака» в «Игрушки» «Манечки-Ванечки» «Карусели». Методическое обеспечение программы 1. Азбука танцев / Авт. – сост. Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванникова. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. 2. Барышникова, Т. С. Азбука хореографии: учебное пособие / Т.С. Барышникова. – М.: Книга, 1999. 3.Бекина, С. А. Музыка и движение: учебное пособие / С.А. Бекина. - М.: Просвещение, 1994. 4.Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей 3–7 лет 5.«От жеста к танцу», автор Е. В. Горшкова. 6.«Са-Фи-ДаНсе» Танцевально – игровая гимнастика для детей: Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Материально-техническое обеспечение Программы Развивающая среда ТСО Пространственная - Музыкальный центр Физкультурно – музыкальный зал Предметная 1.Гимнастическая лестница (шведская стенка) – 2 шт. 2. Маты – 2 шт. 3. Гимнастическая скамейка – 2 шт. 4.Палки гимнастические – 16 шт.; 5.. Фитбол мяч – 16 шт. 6. Ленты с кольцами – 16 шт. 7. Маски - 5 шт. 8. Коврики для партера - 16 шт СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. БуренинаА.И. Программа по ритмической пластике для детей ред. «Ритмическая мозаика» 2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва.«Айрис-пресс» 2000г. 3. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев, «Феникс» 2005 4. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения, Ярославль 2004 5. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду» Москва 2003г. 6. Овчаренко Е., Cмолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул, 2000. 7. Потуданская О.В., Программа школа-студия эстрадного танца «Саманта», МЦЭВДиМ г. Новочеркасск 8. Сайкина Е.Г.,ФирилеваЖ.Е. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт – Петербург 2003г. 9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008