31.10.2022
Социальное развитие детей
дошкольного возраста
Дошкольный возраст ребенка —
период формирования социального развития и поведения, важный этап его
социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное воспитание
ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?
Что такое
социальное развитие дошкольника?
Социальное развитие ребенка — это
усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет,
формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом возрасте дитя
устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем ребенок
учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим телом и
поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования
гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству
максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом,
вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и
нормах общения, поведения.
Семья на первом этапе является главной
ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных ранее. Для этого родители малыша,
его бабушки и дедушки обязаны создать в доме оптимальную психологическую
атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты, взаимного уважения, которые и
называются первичным социальным воспитанием детей.
Общение — ключевой фактор социального
становления личности малыша. Коммуникация лежит в основе социальной иерархии,
что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но главным в этих отношениях
должна быть любовь, которая начинается еще с утробы матери. Не зря психологи
говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый, уверенный в себе и в
перспективе успешный в социуме человек.
Социальное воспитание дошкольника
Социальное воспитание —
основа социального развития ребенка. Именно в
дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между
детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется
совместная деятельность детей.
В раннем детстве дети усваивают широкий
круг действий с предметами, они открывают для себя способы употребления этих
предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к взрослому как носителю способа
выполнения этих действий. А еще взрослый становится образцом, с которым ребенок
себя сравнивает, которого наследует, повторяет его действия. Мальчики и девочки
внимательно изучают мир взрослых, выделяя взаимоотношения между ними, способы
взаимодействия.
Социальное воспитание дошкольника — это
постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов
взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. Стремление дошкольника
стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в
обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.
Поскольку ведущим видом деятельности
дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в
формировании социального поведения ребенка. Благодаря такой игре малыши
моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане
у детей — отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в
игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение
нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя
роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентна, поскольку
она несет функцию выздоровления и помощи. В этой игре дети наследуют поведение
врача, его действия с фонендоскопом, осмотром горла, шприцами, выписыванием
рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и
пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют
модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих
участковых педиатров.
Если понаблюдать за детьми в
сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в папу и маму”, то можно
узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так, ребенок будет подсознательно
брать на себя роль лидера в семье. Если это папа, то даже девочки могут быть
папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж ремонтировать машину”. Они могут
давать указания своей ”половине” купить что-то в магазине, приготовить любимое
блюдо. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат,
взаимоотношения между родителями. Это поцелуй родителей перед уходом на работу,
предложение полежать после работы и отдохнуть, тон общения — приказной или
ласковый. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том,
что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Равенство это
будет либо подчинение, взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они
должны помнить об этом каждую минуту.
Социальное
воспитание дошкольника — это формирование
гуманистических чувств и отношений. Например, внимание к интересам других
людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение любой профессии. Это и
способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться чужим радостям.
Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном возрасте у детей
формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться за своего
ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и
хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.
Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он
нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать
раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение
за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать,
что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем
вещам, предметам, одежде.
Социальное
воспитание дошкольников — это умение
жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в
общественных местах, на природе, в гостях.
Социальное развитие в детском саду
Поскольку в своем большинстве родители —
люди занятые и работающие (учащиеся), то важную роль в социальном развитии
девочек и мальчиков дошкольного возраста играет детский сад и воспитатели.
Социальное развитие детей в детском саду
– это целенаправленное формирование ценностей и традиций, культуры и норм
поведения в обществе. Это и усвоение ребенком этических норм, формирование
любви к природе и всем окружающим людям. Такие задачи социального развития
детей, охватывающие их деятельность в детском дошкольном учреждении. Играя и
общаясь с взрослыми, ребенок учиться сосуществовать с другими, жить в коллективе,
учитывать интересы членов этого коллектива. В нашем случае — группы детского
сада. Если ребенок посещает детсад, то в его социализации активное участие
принимают воспитатели и муз.работники, младшие воспитатели и физруки.
Ребенок доверяет воспитателю и наделяет
его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и девочки в детском саду зависит
от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет главенствующим над словом
родителей. «А воспитательница сказала, что так делать нельзя!» — такую фразу и
ей подобные часто приходится слышать родителям. Это говорит о том, что
воспитательница действительно является авторитетом для ребенка. Ведь она
устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает сказки, учит петь и
танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах и спорах, она
может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и поругать. То есть
поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных ситуациях, а слово
воспитателя — руководством в действиях, поступках, взаимоотношениях с другими
детьми.
Социальное
развитие ребенка в детском саду может происходить только в созданной
воспитателем теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в
группе — это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и
ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать
так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя
индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного
достоинства и веры в себя. Он знает, что на него надеются на утреннике, что он
обязан помочь няне и вовремя полить цветы при дежурстве. Словом, социальное
развитие ребенка — это умение жить в коллективе, добросовестно выполнять
порученные обязанности и готовиться к более серьезному и взрослому этапу социальных
отношений — учебе в школе.