31.10.2022
Дошкольный
возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный
этап его социального воспитания. Итак, каким же должно быть социальное
воспитание ребенка и какая роль в этом детского дошкольного учреждения?
Что такое социальное развитие дошкольника?
Социальное
развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой
малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Еще в младенческом
возрасте дитя устанавливает первые контакты с окружающим его миром. Со временем
ребенок учится налаживать контакты с взрослыми и доверять им, управлять своим
телом и поступками, строить свою речь и оформлять ее словами. Для формирования
гармоничного социального развития ребенка надо уделять ему и его любопытству
максимум времени и внимания. Это общение, объяснения, чтение, игры, словом,
вооружение ребенка максимумом информации о человеческой среде, правилах и
нормах общения, поведения.
Семья на
первом этапе является главной ячейкой передачи опыта и знаний, накопленных
ранее. Для этого родители малыша, его бабушки и дедушки обязаны создать в доме
оптимальную психологическую атмосферу. Это атмосфера доверия, доброты,
взаимного уважения, которые и называются первичным социальным воспитанием
детей.
Общение —
ключевой фактор социального становления личности малыша. Коммуникация лежит в
основе социальной иерархии, что проявляется в отношениях „дети-родители”. Но
главным в этих отношениях должна быть любовь, которая начинается еще с утробы
матери. Не зря психологи говорят о том, что желанный ребенок — это счастливый,
уверенный в себе и в перспективе успешный в социуме человек.
Социальное воспитание дошкольника
Социальное воспитание —
основа социального развития ребенка. Именно в
дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между
детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется
совместная деятельность детей.
В раннем
детстве дети усваивают широкий круг действий с предметами, они открывают для
себя способы употребления этих предметов. Это «открытие» и приводит ребенка к
взрослому как носителю способа выполнения этих действий. А еще взрослый
становится образцом, с которым ребенок себя сравнивает, которого наследует,
повторяет его действия. Мальчики и девочки внимательно изучают мир взрослых,
выделяя взаимоотношения между ними, способы взаимодействия.
Социальное
воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие
ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.
Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении
своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.
Поскольку
ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра
становится главной в формировании социального поведения ребенка. Благодаря
такой игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При
этом на первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда.
Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать,
подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в
больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда
более конкурентна, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. В этой
игре дети наследуют поведение врача, его действия с фонендоскопом, осмотром
горла, шприцами, выписыванием рецепта. Игра в больницу закрепляет отношения
взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений.
Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в
поликлинике либо своих участковых педиатров.
Если
понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре „Семья” или, как говорят дети, „в
папу и маму”, то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. Так,
ребенок будет подсознательно брать на себя роль лидера в семье. Если это папа,
то даже девочки могут быть папой, ходить на работу, а затем „идти в гараж
ремонтировать машину”. Они могут давать указания своей ”половине” купить что-то
в магазине, приготовить любимое блюдо. При этом в детской игре может
проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Это поцелуй
родителей перед уходом на работу, предложение полежать после работы и
отдохнуть, тон общения — приказной или ласковый. Копирование ребенком
стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у
ребенка образец отношений в семье. Равенство это будет либо подчинение,
взаимоуважение или диктат — зависит от родителей. Они должны помнить об этом
каждую минуту.
Социальное воспитание дошкольника — это формирование гуманистических чувств и отношений. Например,
внимание к интересам других людей, их нуждам, интерес к их работе, уважение
любой профессии. Это и способность мальчика и девочки сочувствовать бедам и радоваться
чужим радостям. Сегодня это очень важно, поскольку часто уже в дошкольном
возрасте у детей формируется зависть. А это как раз и есть неумение радоваться
за своего ближнего, которое с взрослением ребенка перерастает в двуличность и
хамелеонство, преобладание материальных ценностей над моральными.
Социальное воспитание — это и умение малыша переживать свою вину за то, что он
нарушил общепринятые нормы поведения. Например, мальчик должен чувствовать
раскаяние за то, что отобрал машинку у сверстника, он должен просить прощение
за обиду. Девочка должна переживать за поврежденную куклу. Она должна понимать,
что портить игрушки нельзя, к ним следует относиться бережно, как и ко всем
вещам, предметам, одежде.
Социальное воспитание дошкольников — это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение
норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.
Социальное
развитие в детском саду
Поскольку в
своем большинстве родители — люди занятые и работающие (учащиеся), то важную
роль в социальном развитии девочек и мальчиков дошкольного возраста играет
детский сад и воспитатели.
Социальное
развитие детей в детском саду – это целенаправленное формирование ценностей и
традиций, культуры и норм поведения в обществе. Это и усвоение ребенком
этических норм, формирование любви к природе и всем окружающим людям. Такие
задачи социального развития детей, охватывающие их деятельность в детском
дошкольном учреждении. Играя и общаясь с взрослыми, ребенок учиться
сосуществовать с другими, жить в коллективе, учитывать интересы членов этого
коллектива. В нашем случае — группы детского сада. Если ребенок посещает
детсад, то в его социализации активное участие принимают воспитатели и муз.работники,
младшие воспитатели и физруки.
Ребенок
доверяет воспитателю и наделяет его авторитетом, поскольку вся жизнь мальчика и
девочки в детском саду зависит от него. Поэтому нередко слово воспитателя будет
главенствующим над словом родителей. «А воспитательница сказала, что так делать
нельзя!» — такую фразу и ей подобные часто приходится слышать родителям. Это
говорит о том, что воспитательница действительно является авторитетом для
ребенка. Ведь она устраивает интересные игры, читает книжки, рассказывает
сказки, учит петь и танцевать. Воспитательница выступает судьей в детских конфликтах
и спорах, она может помочь и пожалеть, поддержать и похвалить, а может и
поругать. То есть поведение воспитателя служит для ребенка образцом в разных
ситуациях, а слово воспитателя — руководством в действиях, поступках,
взаимоотношениях с другими детьми.
Социальное развитие ребенка в детском
саду может происходить только в созданной воспитателем теплой атмосфере
отношений между детьми. Благоприятный климат в группе — это когда дети
чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно
дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует
себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка
таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя. Он
знает, что на него надеются на утреннике, что он обязан помочь няне и вовремя
полить цветы при дежурстве. Словом, социальное развитие ребенка — это умение
жить в коллективе, добросовестно выполнять порученные обязанности и готовиться
к более серьезному и взрослому этапу социальных отношений — учебе в школе.