31.10.2022
Развитие коммуникативных способностей и
активности
Формирование
коммуникативных способностей в дошкольном возрасте
Речь
– универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания,
пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.
Общение
младших дошкольников
Однако
малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим
средством только начинают овладевать.
С
первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно
идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается
взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в
дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки
взрослого.
Общаясь
друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них
инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту
инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность
и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.
Развитию
коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей.
Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают
выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих
основу эмоционального интеллекта:
Сочувствию
и сопереживанию;
Умению
представить, что ощущает другой;
Сдерживанию
эмоций (без криков, плача и топота ногами);
Пониманию
того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.
Невербальная
стадия общения
Невербальное
общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в
любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям
свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки
условностей и норм.
Особенно
важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем
дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно
сложно, зато на помощь приходят подручные средства.
Игра
рядом
Играя
рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики
вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или
формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют.
Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит
при помощи рук.
Симпатию
и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем,
кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся
расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину
ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.
Коммуникативно-речевая
стадия
С
наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у
дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным
сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя
машина», «Сыпь песок в ведерко».
В
4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими
детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует:
«Мы катаем машинки», «Мы бегаем».
Обсудить
условия игры
Пятилетние
дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные
конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».
В
общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части,
они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не
соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев
привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного
получить их.
В
любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с
просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких
коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение.
С
пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов
для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные
способности на этой стадии приобретают особую важность.
Развитие
коммуникативных способностей старших дошкольников
Ребенок,
который предпочитает проводить время в одиночестве, часто делает это по
причинам неумения быть интересным и правильно общаться. Находясь среди
сверстников, он может испытывать застенчивость, неуверенность в себе или
проявлять агрессивность. Поэтому дошкольное развитие требует выделения
значительного количества времени для формирования коммуникативных навыков.
Общение
дошкольников
Условия
развития способностей к общению подразумевают два взаимодополняющих пути.
Первый – активное общение со взрослыми и перенимание их модели общения, стиля
коммуникативного поведения. Второй – проведение времени с ровесниками, в
течение которого дети постоянно учатся друг друга.
С
развитием коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
формируются устойчивые мотивы общения, стремление взаимодействовать, как со
взрослыми, так и сверстниками.
Заимствование
коммуникативных моделей взрослых
Общаясь
со взрослыми, дошкольник развивает основные составляющие коммуникативных
навыков. Готовая модель, которую они наблюдают у родственников и воспитателей,
позволяет им разобраться в следующем:
Когда
вступать контакт, то есть, понять, при каких условиях беседы уместны, а когда
следует помолчать;
Как
организовать общение, как решать конфликты, наглядно увидеть эмоциональное
сопереживание;
Каких
норм и правил требует общение, то есть определить для себя границы допустимой
резкости, откровенности, шутливости.
Также
диалоги со взрослыми – это получение информации о знаниях и культурных
ценностях. На примере дети учатся рассказывать, обучаются тому, как сделать
свои истории интересными и увлекательными.
Развитие
способностей в общении с детьми
Принципиальное
отличие коммуникации со сверстниками – это повышенная эмоциональная
насыщенность. В этом случае отступают рамки, и дети обучаются быть искренними и
артистичными. В их общении присутствуют беспричинный смех, кривляние, громкие
высказывания, переходящие в крик.
Таким
образом дети экспериментируют, самостоятельно ища способы привлечь к себе
внимание без помощи взрослых.
Также
в общении сверстников могут присутствовать такие элементы, как:
Непредсказуемые
сочетания слогов и звуков – попытки создать свой язык;
Отсутствие
правил;
Наличие
грубых слов, помогающих выпустить эмоции.
Если
беседуя с взрослыми, дошкольник больше спрашивает и слушает, то в разговорах со
сверстниками он стремится высказаться сам, даже если для этого приходится
перекрикивать других. Более того, от воспитателей и родителей дошкольник
ожидает оценки или новых сведений. Просто болтая с друзьями, он обучается
выражать себя и эмоции, излагать желания, показывать настроение с помощью слов
и даже пытается брать на себя функции лидера, демонстрируя инициативность и
стараясь управлять остальной компанией.
Средства
развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Для
целенаправленного развития коммуникативных способностей специалисты выделяют
направления, демонстрирующие наибольший результат:
Любительский
театр;
Игровая
деятельность.
Развитие
способностей коммуникации в театрализованной деятельности
Театрализованная
деятельность помогает детям не только обогатить собственный словарь. Разыгрывая
сценки из сказок, превращаясь в одного из персонажей, дошкольник получает
возможность посмотреть на окружающий мир другими глазами.
театрализованные
игры
Кроме
того, если дошкольник не решается проявить активность в реальной жизни, в
условиях театрализованной среды он получает возможность взаимодействовать с
другими. Происходит расширение круга общения, нарабатываются навыки коммуникации.
Новые
краски, звуки, образы – все это обогащает речь. Во время репетиций ребенок сам
не замечает, как начинает более богато интонировать, иначе произносить звуки,
более четко проговаривать слова.
Дошкольник,
участвуя в театрализованных играх, добивается следующих результатов:
Развивает
выразительность речи;
Расширяет
лексикон;
Избавляется
от телесных зажимов и раскрепощается;
Развивает
артистизм, уверенность при выступлении на публике;
Научается
устанавливать контакты с людьми разных возрастов.
Игра
как средство формирования коммуникативных способностей
Игра
– основной или ведущий тип деятельности у дошкольников, поэтому развитие многих
способностей проводится при помощи игровой терапии.
Подвижные
игры
Подвижные
игры являются эффективным средством раскрепощения детей, у которых наблюдаются
сложности коммуникации.
В
подвижных играх уравнивают всех участников, для всех принимаются единые
правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и
малообщительных детей.
Сюжетно
ролевые игры предоставляют возможность одновременно поддерживать ролевые
отношения с позиции своего персонажа, а также реальные отношения в качестве
партнеров по игре. Поэтому сюжетная игра является такой благодатной площадкой
для развития коммуникативных способностей дошкольников.
Дидактические
коммуникативные игры нацелены на формирование конкретных умений и навыков,
важных для успешного общения:
умения
устанавливать контакт, то есть располагать к себе;
освоения
мимики и жестов как средств невербального общения;
умения
сопереживать;
навыков
урегулирования конфликтов;
выразительности
речи.
Комбинация
обоих методов, систематически применяемая в дошкольном возрасте, эффективно
готовит ребенка к школе и предупреждает возможные проблемы, связанные с построением
взаимоотношений с педагогами и ровесниками.