Развитие познавательных интересов, любознательности и активности

31.10.2022

Развитие познавательных интересов, любознательности и активности

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей, одна из которых - познаватеьное 

развитие.В   ФГОС    используются    три    термина: «познавательное    развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Что обозначают эти термины, и в чем разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие  - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребѐнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

1.  К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребѐнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера

 проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребѐнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2.    Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребѐнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворѐнности деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3.   Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребѐнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4.       К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста: – организацию решения познавательных задач; – применение экспериментирования в работе ДОО; – использование проектирования.

Принципиальным отличием Госстандарта является раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».

Целевые ориентиры для дошкольников – это:

Во-первых, они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.

У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.Хочу такой сайт

Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности. Это значит, что ребѐнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явления природы, поступкам людей.

Ещѐ один показатель успешного познавательного развития – это склонность к экспериментированию.

Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растѐт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

 

 Чтобы осуществить эту задачу, необходимо определить, что же такое предпосылки 

учебной деятельности.

1.       Воспитание познавательных интересов и потребностей. Это особенно важно учитывать при организации учебной деятельности детей.

2.       Овладение детьми общими способами действий, т. е такими способами, которые позволяют решить ряд практических или познавательных задач, выделяя новые связи и отношения. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, но только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

3.       Самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети осмысливают свои действия и их результаты. Такое осознание повышает успешность формирования новых познавательных действий, а вместе с ними и новых знаний.

4.       Обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, т.е. без контроля лишается своего основного компонента.

 Психолога – педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.

Чтобы формировать предпосылки учебной деятельности, в ходе конструирования образовательного процесса педагогу необходимо создавать ситуации (учебные, игровые, коммуникативные и др.), в которых каждый ребенок:

·                 может увидеть (вычленить) соответствующую возрасту учебную (игровую, прикладную, коммуникативную, творческую и др.) задачу, свою роль в ее 

решении;

·                 будет выступать в качестве субъекта деятельности, при этом определяющими атрибутами субъекта является наличие у ребенка собственной цели и личностного (мотивационного) компонента деятельности;

·                 получит возможность спланировать предстоящую работу, выявить ее результат и осознать путь, с помощью которого приобретаются новые знания и умения, вычленить общие способы действий;

·                 научится осуществлять контроль за своими действиями, способами их выполнения и оценивания, видеть важность освоенного опыта, знаний, умений, приобретенных

личностных качеств для достижения поставленных целей.

 Воспитательно- развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, — это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».