31.10.2022
Познавательное развитие:
- предполагает развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование
познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и
творческой активности;
- формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,
- о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,
- о малой Родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках,
- о планете Земля как
общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов
мира.
Известно, что дошкольный возраст — возраст
становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления
ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее
важных способностей - способность к познанию.
В федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи
познавательного развития:
— развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации;
— формирование
познавательных действий, становление сознания;
— развитие
воображения и творческой активности;
— формирование первичных
представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных
представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира. Образовательный процесс направлен на развитие познавательных
способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать
взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование
познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие
познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в
различные виды деятельности;
— использование
дидактических игр;
— применение методов
обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления,
памяти, развития речи.
Познавательное
развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы
поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный
интерес детей.
Познавательный
интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений,
событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность
человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут
являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним
представлениям. Познавательный интерес состоит из следующих
взаимосвязанных процессов:
— интеллектуальные —
логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
— эмоциональные —
переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения,
удовлетворение деятельностью;
- регулятивные —
волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие
решений;
— творческие —
воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развивать творческие способности детей,
создавать для этого условия,
— укреплять в каждом
ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием,
негативными оценками;
- развивать у детей
чувство собственного достоинства.