Формирование представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии

31.10.2022

Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость. В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов – усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания. Очевидно, что именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по их поводу. Формирование представлений об окружающем мире предполагает  Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание) ;  Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);  Развитие эстетических чувств (умение увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее)  Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными. Окружающая среда, ее правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из условий эффективности формирования экологических знаний в условиях дошкольного учреждения. Эффективное влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов организовать такую среду. Опыт работы воспитателей ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с миром природы. Для экологического воспитания в ДОУ необходимы следующие условия: 1. создание в группе уголка живой и неживой природы; 2. создание на территории дошкольного учреждения внешних природных зон – сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, «птичья столовая» и т.п.; 3. взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического воспитания с семейным воспитанием; 4. организация исследовательской и природоохранной деятельности детей на основе сочетания посильного детского труда с игровыми ситуациями. Вся деятельность по данному направлению основана на формировании у дошкольников познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему живому; на развитие экологоэстетического видения природы, эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного поведения в природе. В работе с детьми по формированию представлений об окружающем мире: природа, экология, техника и технологии используем следующие принципы экологического воспитания и образования дошкольников: 1. Принцип развивающего и воспитывающего характера знаний о природе (отбор знаний о природе должен производиться с учетом цели и задач экологического образования дошкольников, их возрастных возможностей) ; 2. Принцип научности в отборе содержания знаний. Нужно исходить из ведущих целей современного естествознания (идея многообразия природы, единства живого и неживого, взаимосвязи организма и среды обитания, приспособленности живого к условиям существования, изменчивости природы, сущности взаимодействия человека и природы) и научных понятий (растения и животные – живые существа; живое и неживое; рост и развитие; биоценоз и др.); 3. Принцип энциклопедичности в отборе содержания знаний; 4. Принцип учета характера системности знаний о природе и технике на разных возрастных этапах; 5. Принцип доступности; 6. Краеведческий принцип в отборе материала; 7. Экологический подход к отбору знаний о природе; 8. Принцип концентричности в подаче и усвоении знаний в дошкольном возрасте (усложнение материала от группы к группе). Важной особенностью в экологическом воспитании дошкольников является организация эколого-развивающей среды, которая должна способствовать возникновению и развитию познавательных интересов ребенка, развитию его волевых качеств, эмоций и чувств, способствовать взаимопроникновению с природным окружением ребенка. При организации работы используем следующие методы: 1. Наблюдение – ведущий метод экологического и технологического образования детей. Наблюдение обогащает чувственный опыт, формирует реалистические представления и понятия о природе, основы экологического сознания, эстетического видения мира природы, бережного и заботливого отношения ко всему живому. 2. Использование иллюстративно-наглядного материала. 3. Использование технических средств обучения (диапозитивов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, компьютерных программ и др.) в системе экологопедагогической работы. 4. Труд как один из основных методов экологического образования детей. 5. Использование элементарных опытов в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста. 6. Игра как метод экологического и технологического образования. 7. Моделирующая деятельность как метод экологического и технологического образования детей. 8. Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы, деятельности человека в ней. 9. Составление природоведческой книги, ее использование для мотивации освоения экологических представлений, в воспитании у детей наблюдательности, интереса, любви и бережного отношения к природе, в обогащении эстетических впечатлений и чувств. 10. Использование экологических сказок в формировании научного видения природы, в раскрытии сложных явлений, многообразия форм приспособления живых организмов к окружающей среде, воспитании ценностных ориентаций по отношению к объектам природы. 11. Использование бесед как метода расширения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.
Хочу такой сайт

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».