31.10.2022
Эстетическое воспитание
дошкольников
Одной из примечательных черт современного этапа культурной
революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и
теории эстетического воспитания.
Современное образование невозможно без освоения культурного
наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной
культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом,
нравственном, творческом воспитании молодого поколения.
В ряду средств, с помощью которых осуществляется процесс
воспитания, почетное место занимает воспитание эстетическое, сфера которого все
больше и больше расширяется и которое одновременно с углублением общекультурной
задачи начинает осуществлять более широкие функции. Сегодня перед всеми звеньями
системы эстетического воспитания самой жизнью поставлена проблема: как и какими
средствами, на основе каких специфических методов можно не только научить
человека разбираться в искусстве, в основах художественной культуры, но и
превратить его в тонкого ценителя красоты, способного правильно, глубоко
эмоционально реагировать на нее, на любые ее проявления: в искусстве, в быту, в
области эстетических отношений и т.д., руководствоваться чувством прекрасного в
повседневной деятельности и осознанно творить мир красоты — коммунистическое
будущее.
Очевидно, в этой ситуации крайне важно иметь точное
представление о сущности эстетического воспитания, о его возможностях, методах
и формах, а также о результативности этого воспитания как системы определенных
действий.
Именно педагогическая наука, накопившая гигантский опыт
эстетически-воспитательной работы с самыми разными возрастными категориями, выработала
такие методы эстетического воспитания, обобщение которых сегодня позволит добиться
качественного сдвига в теории эстетического воспитания.
Педагогическая наука ставит ныне перед эстетиками целый ряд
новых проблем, побуждая к новым исканиям. Одной из таких проблем является, в
частности, обоснование возможности комплексного эстетического воспитания в
учебном процессе.
В настоящее время высокая социальная значимость темы
заставляет по- иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду,
на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по
эстетическому воспитанию.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими
явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и
природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное,
трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение
и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с
людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое
помогает бороться с недостатками.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития
личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач,
стоящих перед детским садом. Указанная проблема разработана достаточно полно в
трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них: Д.Б.Кабалевский,
Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, В.Н. Шацкая, и
другие
Объектом нашего исследования является процесс воспитания
детей дошкольного возраста, а предметом: эстетическое воспитание с
использованием средств декоративно-прикладного искусства.
Цель исследования – изучение основ эстетического воспитания
дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
Изучить понятие эстетического воспитания
Рассмотреть процесс знакомства ребенка дошкольного возраста
с искусством
Выделить формы эстетического воспитания
Изучить задачи и методы эстетического воспитания в детском
саду
Раскрыть понятие декоративно-прикладного искусства
Проанализировать педагогический опыт по эстетическому
воспитанию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по
главам, заключения, список литературы и приложения.
Глава 1. Сущность эстетического
воспитания
1.1
Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – целенаправленный
процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это
отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним,
воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с
восприятием и пониманием ими прекрасного в
действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.
В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс
активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального
чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы
эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как
полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько
исходных положений:
чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого
осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные
виды творческой деятельности;
теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного
значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;
необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства
детям:
идейно – нравственное и художественное воспитание,
обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей
в инициативную творческую деятельность,
развитие духовных и физических сущностных сил и творческих умений [4, c. 88]
Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые,
в сущности, означают одно и то же. Б. Т. Лихачев видит цель как становление
нравственно – эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное
развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту. Цель
эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание
служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к
произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании
прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". [1, c. 93] Т. е. искусству
отводится важное место в эстетическом воспитании – это часть эстетической
культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная,
весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных
противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены
определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть
реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно –
эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается
глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям.
Один из законов воспитания – воспитание ребенка в
деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства
искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его
форм: изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство,
музыкальное и другие. Художественная
деятельность дошкольника – это средство и условие эстетического
воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как:
словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно
– прикладное и изобразительное искусство, музицирование.
Осуществление задач эстетического воспитания происходит при
соблюдении следующих условий:
осуществление индивидуального подхода к детям;
благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
содержание в быту произведений искусства;
личная инициатива и желание детей.
Ответственность за возникновение эстетических представлений
и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов –
родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры, и
оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их
эстетических требований, культурные условия семьи.
Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с
эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям
эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность
проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени
эстетической воспитанности ребенка – это его отношения к людям в личной и
общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему
внешнему виду.
Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых
природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия,
воображения, художественно – эстетической образованности – от этого зависит
творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему
поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими-либо
явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности.
Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть,
как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не
останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической
воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения –
любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому
переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора,
иронии, чувство гнева, страха, сострадания.
Оценить эстетический уровень и степень развития
художественного вкуса помогут несколько критериев. Они подразделяются на
психологические, педагогические и социальные.
психологические – измеряются способности детей отражать
воображаемые художественные образы и воспроизводить их. Степень развития
психических процессов можно определить по тому насколько эмоционально реагирует
ребенок на произведения искусства.
педагогические – художественный вкус проявляется в ценности
выбираемых произведений искусства для собственного удовольствия, в оценивании
явлений жизни и искусства, в продуктах их творческой деятельности. С опорой на
педагогические критерии можно узнать уровень художественно – образного
мышления. Оригинальное мастерство, соединенное с импровизацией, свидетельствуют
о высоком уровне эстетической воспитанности.
социальные – проявляются в комплексе отношений и поведения
детей. Если у ребенка присутствует широкий интерес к разным видам искусства,
большая потребность в контакте с эстетическими явлениями жизни, то можно
говорить о высокой степени эстетической воспитанности. [10, c. 109]
1.2 Знакомство ребенка дошкольного
возраста с искусством
Искусство является отражением жизни общества, бытия,
окружающего мира и выделяется как форма общественного сознания. Лучшие достижения
человеческой деятельности становятся произведениями искусства. Деятельность
человека, вдохновленного искусством, способствует преобразованию окружающего
пространства.
Произведение искусства содержит в себе идею и определенные
нравственные ценности, которые воздействуют на духовный мир человека.
Искусство способствует пробуждению эстетического чувства и
его воспитанию, развитию художественного мышления, творческой активности.
Развитое эстетическое чувство способно видеть прекрасное в
окружающем человека мире. Искусство также является источником жизни для человека.
Во время блокады Ленинграда именно искусство возвращало людей к жизни,
укрепляло их веру в победу. Оно придавало силы и многим помогало удерживать
свое поведение и поведение других на высоком нравственном уровне.
В искусстве удовлетворяются интеллектуальные, эмоциональные,
эстетические, нравственные потребности человека. Выражаются эти потребности в
художественной деятельности, которая характеризует не только процесс создания
произведения искусства, но и процесс его воспитания, освоения его личностью и
обществом.
Необходимо отметить, что деятельность ребенка при знакомстве
с произведениями искусства очень сходна с деятельностью художника. Например, после
чтения сказки, особенно если она была еще и с музыкальным сопровождением,
ребенок стремится воплотить свои впечатления в художественной деятельности.
По мнению Л.Н. Столовича, художественная деятельность
включает в себя различные виды человеческой деятельности, возникшие в поле
общественно-личных взаимоотношений.
1. Познавательная
деятельность
отражает объективную действительность, переданную через
субъективное восприятие ребенка. Сюда входят познание межличностных и общественных
отношений, познание исторических событий.
2. Преобразовательная
деятельность
состоит в том, что в процессе творчества преобразуется природный материал (краски, формы, звуки и т.д.), межличностные и общественные связи выражаются в сюжетно-композиционных отношениях, пространственно-временных
формах.
3. Воспитательная
деятельность
проявляется в социально-личностном плане. Художник своей
преобразовательной деятельностью стремится воздействовать на тех, к кому обращается
через свое произведение, и стремится донести до своих зрителей, слушателей,
читателей определенные нравственные ценности, осуществляя таким образом
воспитательную деятельность. Как правило, в своем творчестве ребенок прежде всего
обращается к самым близким людям – к своим родителям и именно их внимание, их отклик
он старается получить. Именно с ними, осознанно или неосознанно, он пытается
говорить через свое маленькое произведение.
4. Оценочная
деятельность
проявляется в отношении ребенка к действительности и в
выражении этой действительности в произведении через призму своих личностных
идеалов.
5. Коммуникативная
деятельность –
это общение ребенка с родителями или сверстниками, прямое
или косвенное, через произведение искусства или с его помощью.
6. Игровая
деятельность
характеризуется авто коммуникативной связью, т.е. движением
между различными духовными способностями ребенка – его мыслями, чувствами, воображением.
[9, c. 114]
При знакомстве детей с произведением искусства необходимо
знакомить их и с автором. Желательно оставлять, например, картины на стенде в
течение продолжительного времени, чтобы ребенок мог самостоятельно общаться с
ними, делиться впечатлениями с родителями, сверстниками. Это позволяет детям
расширить свое общение. Очень рекомендуем при рассматривании картин вместе с
детьми использовать специально подобранную к ним музыку.
Знакомя детей с произведениями искусства, следует учитывать
возраст, своевременность, готовность ребенка к восприятию, информационную
нагрузку произведения искусства. А.Н. Леонтьев отмечает, что любое произведение
искусства адресовано прежде всего человеку. В этом продукте заложена идея,
требующая эстетического восприятия.
В старшем дошкольном возрасте дети в своем поведении
стремятся подражать взрослым, сверстникам; это стремление относится к тем, кого
они любят, в ком они видят идеал.
А идеалами их могут стать персонажи из кино, из
мультфильмов. Поэтому так важно знакомить детей с поэзией, музыкой, живописью,
литературными произведениями, способствующими развитию у ребенка стремления к
красоте, к идеалу, формированию положительных эмоций. Л.С. Выготский определяет
искусство как «особый способ мышления, который в конце концов приводит к тому
же самому, к чему приводит и научное познание», к познанию истины, только искусство
во многом ускоряет этот процесс и, проникая в душу ребенка с помощью чувств,
воздействует на него через эстетические категории.
Искусство формирует эстетические чувства, их воспитание
выстраивается в определенной взаимосвязи, в системе эстетической теории. Центральной
категорией в этой системе является категория прекрасного – эта категория также
воспринимается как синоним эстетического, так как эстетика есть не что иное как
учение о прекрасном.
Понятие прекрасного близко
к понятию красоты, но если красота рассматривает и оценивает внешние формы и
проявления предмета, то понятие прекрасного гораздо шире.
Оно охватывает не только внешние формы, но и их внутреннее
содержание, раскрывая сущность предметов и явлений, определяя закономерности связей.
Понятие прекрасного является для ребенка достаточно сложным, однако в этой
категории он чисто интуитивно определяет, что ложно, а что истинно.
В дошкольном возрасте дети очень легко воспринимают красоту
человека, предмета, порой в оценке красивого ориентируются на взрослых или на сверстников.
Однако К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок в своем воображении видит истинный
образ предмета, и порой уже поломанного игрушечного зайчика он преданно любит, и
взрослым не удается убедить его в том, что новая игрушка красивее и лучше. Для
ребенка красива та, которой он подарил свои мысли, чувства, любовь.
Такая эстетическая категория, как трагическое, хорошо воспринимается ребенком в сказках, при чтении
которых он активно сопереживает главному герою. С этой категорией он знакомится
в спектаклях, при прослушивании музыкальных произведений, в живописи. Эта
категория отражает самые глубины внутреннего мира маленького человека,
затрагивая потаенные духовные струнки в его душе, поднимая вопросы нравственных
ценностей.
Еще одна из основных эстетических категорий, с которой ребенок
знакомится в дошкольном возрасте, – это комическое.
Всё, что нелепо, неуместно в каких-то определенных ситуациях, вызывает у
ребенка смех.
Всё, что связанно с цирком, народными потешками, с инсценировкой
детских кукольных спектаклей, знакомит ребенка с этой категорией эстетического.
[11, c. 75]
Существует множество определений понятия "эстетическое
воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить
основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это
процесс целенаправленного воздействия, во-вторых,
это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни,
оценивать ее, в-третьих, задача
эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности,
и, наконец, в-четвертых, -
развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Помимо формирования эстетического отношения детей к
действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад
и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию
нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и
воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к
действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад
и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию
нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.
Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и
воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким
образом,
конечная цель
эстетического воспитания - гармоничная личность, всесторонне развитый человек,
образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться,
желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства.
Чем раньше осуществится знакомство ребенка с искусством, тем
благодатнее это скажется на развитии личности ребенка. Взрослым необходимо
знать, что искусство и жизнь человека неразделимы; что, зная прекрасное, надо и
в жизни сеять зерна этого прекрасного; зная истину, нужно ориентироваться на
эту истину каждое мгновение своей жизни и ребенка учить тому же.
Глава 2. Эстетическое воспитание в
детском саду
2.1 Формы эстетического
воспитания
Основой, непременным условием жизни человека является практическая,
общественно-производственная деятельность, труд в разных его исторических
формах. Именно трудовая деятельность предопределила развитие человеческого
сознания, всего многообразия человеческих чувств.
В труде возникла и вся система эстетических реакций, которые
обобщенно определяются как эстетическое переживание, и сама эстетическая
потребность, в результате удовлетворения которой они возникают. В этом смысле
слова все эстетические переживания в своей основе сформированы именно в
трудовой деятельности предшествующих поколений, «завещаны» ими.
Генетическая связь трудовой деятельности и эстетического
переживания изучена в нашей теоретической литературе сравнительно подробно. Из
признания этой связи и вытекают педагогические идеи о роли трудовой деятельности
как формы эстетического воспитания. Здесь необходимы некоторые замечания,
предваряющие и уточняющие постановку проблемы.
Известно, что труд, взятый в его всеобщей форме, включает в
себя некоторые основные моменты, а именно: предмет труда, средства труда и
процесс труда (целесообразная деятельность). Будучи закономерно взаимосвязаны,
эти моменты вместе с тем имеют и качественную определенность, которая
сказывается на значении каждого из них в эстетическом воспитании. Предмет труда
выступает в разных формах: как «первозданная» природа, преобразуемая и
используемая человеком в его целях, как сырье и, наконец, как предметы,
обрабатываемые человеком. В интересующей нас связи все эти формы могут рассматриваться
как разновидности природы, как этапы ее освоения. «Вещество природы»,
вовлекаемое человеком в трудовой процесс, является изначальным строительным
материалом его эстетических переживаний. Можно сказать, что самые глубинные
компоненты эстетических чувств и вкусов — это природные закономерности.
Целесообразность, органичность, структура и многое другое,
что непосредственно постигнуто человеком в процессе воздействия на предмет
труда, в процессе обмена веществ между человеком и природой отражается и
закрепляется в системе эмоциональных реакций. Так, эстетическое чувство
органической «формы», позволяющее каждому человеку положительно или
отрицательно, но обязательно сразу, мгновенно, без рассуждения реагировать на
природную форму, содержанием своим имеет качества самой этой формы
(соразмерность частей, пропорциональность, пластичность и т. д.).
Тысячекратно постигаемые в ходе трудового воздействия на
природу, эти качества отразились и закрепились в наших устойчивых реакциях,
которые, конечно, обогащаются множеством сложнейших и трудноуловимых
ассоциаций.
Трудовой процесс вызывает эстетическое переживание не только
в форме простых положительных эмоций, но и в форме более сложной реакции,
которую принято называть творческим удовлетворением или радостью творчества. [12, c. 177]
В процессе становления и развития человеческого общества на
основе труда, а сначала и в его рамках, возник специфический вид деятельности —
искусство. Существенной особенностью искусства, отличающей его от других видов
человеческой деятельности, является то, что оно ориентировано главным образом
на удовлетворение эстетических потребностей. Такой ориентации не знает никакой
другой вид деятельности, что и позволяет говорить об особой роли искусства в
системе эстетического воспитания.
Кстати, именно поэтому вопрос о природе искусства в истории
эстетики всегда связан с анализом его своеобразия как средства эстетического
воспитания.
Занятия искусством как особым видом деятельности являются
всеобщей необходимостью, всеобщим стремлением активно удовлетворить
художественно-творческие потребности. Культура этих потребностей выражается в
характере эстетических переживаний личности. Так, потребность в пении побуждает
одного человека «выразить себя» в диких криках, порой прямо-таки травмирующих
окружающих, у другого же она выливается в стремление доставить себе и ближним
радость хорошим (в меру таланта и субъективных возможностей) исполнением. Можно
описать эти два полярных случая, сказав, что мы имеем дело с фактом разной
воспитанности чувств и вкусов, идеалов, эстетических переживаний.
Художественно-творческая деятельность как созидание конкретного
предмета развивает и обогащает человеческую эстетическую чувственность.
Ребенок, а затем и взрослый сформировавшийся человек, занимающийся музыкой,
начинает лучше «слышать»; даже самые простые упражнения, в которых элемент
собственно творческий сведен до минимума, постепенно отшлифовывают чувство
ритма и мелодии. Тем более обогащает их свободная творческая самодеятельность
личности, содействующая радостному выявлению ее способностей. [4, c. 187]
Практические занятия искусством повседневно ставят человека
в сложную систему отношений: к природе, обществу, к другим людям, общение с
которыми оказывается сверхзадачей таких занятий всегда, на любом возрастном
этапе. В этой системе отношений складывается такая форма эстетического
переживания, как идеал. Следовательно, художественно-творческая деятельность
имеет непосредственное влияние на характер этого идеала, что также следует
тщательно и обдуманно учитывать.
И наконец, занятия искусством необычайно заразительны: раз
создав художественную ценность, познав ее эмоционально-эстетический эффект,
человек постепенно и незаметно «втягивается» в эти занятия. Они приобретают
значение привычки, творческого навыка, который: требует постоянной и
систематической реализации. Его охватывает неодолимое побуждение к творчеству,
с которым могут сравниться лишь немногие из страстей человеческих.
Итак, в природе искусства как особой деятельности заключен
высокий воспитательный потенциал. Но эстетически-воспитательные возможности
искусства неизмеримо шире, что обусловлено своеобразием его общественного
«потребления», Выступая как предмет дознания, искусство активнейшим образом
влияет на общую культуру человека, на его мировоззрение. Искусство —
специфический вид труда. В результате деятельности художника возникает
произведение, воплощающее в конкретном, индивидуальном облике целый комплекс
идей, представлений, чувств и идеалов его творца. Именно поэтому мы и
рассматриваем искусство, как вид духовно-практической деятельности, как специфический
вид идеологии, органически связанный с материальной обработкой предмета. Нельзя
игнорировать эту обработку. Но столь же неправомерно абсолютизировать ее (как
это делают представители «производственной концепции» искусства, сводящие его к
деянию и противопоставляющие деяние познанию).
Полифоничное по своей природе, богатое по видам и о
структуре каждого отдельного художественного произведения, искусство
ориентировано на широкий диапазон эстетических потребностей, от самых простых
до самых сложных. Среди этих потребностей элементарными является предметы
обихода, продукты промышленности и т.д. Их удовлетворяют декоративно-прикладное
и промышленное искусство, произведения которого органически сочетают
утилитарный и эстетически-выразительный моменты. Здесь и сложная потребность в
радости познания, открытия мира, которую дает человеку литература,
кинематограф, театр и многие другие виды искусства. «Питает» художественное
творчество и потребность в наслаждении игрой человеческих сил и способностей,
делая человека возвышеннее, чище, сильнее.
С первых шагов практической деятельности человека
развивается и деятельность познавательная, без которой по сути дела невозможен
любой человеческий труд. По мере социального развития и в силу общественного
разделения труда мышление уже на ранней стадии исторического процесса
предопределило возможность обособления умственной деятельности, возникновения
науки как формы общественного сознания, развития интеллигенции.
Приступая к рассмотрению эстетически-воспитательных
возможностей научно-познавательной деятельности, мы попытаемся раскрыть
проблему в двух планах: во-первых, в связи с общими чертами мыслительной
деятельности и, во-вторых, в связи со спецификой науки как формы общественного
сознания. Конечно, оба этих плана весьма тесно переплетены в реальности. Однако
их разделение имеет не только теоретический, но и практический смысл.
Нужно отметить, что в первом случае мы стремимся выяснить
диалектическую взаимосвязь мысли и эстетического переживания вообще, во втором
— понять конкретные пути использования науки в эстетическом воспитании.
Мышление углубляет эстетическое переживание не только
понятийно выраженными оценками, но и самим процессом постижения его сущности,
его внутренних взаимосвязей и специфических особенностей. Здесь мы сразу же
сталкиваемся со сложнейшим и сравнительно слабо разработанным вопросом о
взаимоотношении мысли и эстетического переживания. Положение о непосредственности
эстетического переживания, об эмоциональном характере реакции, вызываемой
удовлетворением потребности в творчестве, нуждается в уточнении.
Синтетический характер эстетического переживания,
отражающего сложный комплекс конкретно-чувственного отношения человека к
предмету познания, предопределяет и обратную связь — от мышления к
эмоционально-эстетической реакции. [13, c. 88]
Прежде всего, это углубление эстетического переживания,
словом, которое, как известно, является непосредственной действительностью
мысли. Углубление может быть прямым, если слово выступает как оценка объекта,
его отдельных качеств, если в слове или в системе слов обобщен опыт предшествующих
поколений, их эмоционально- оценочное отношение к объекту. Мы оперируем такими
понятиями, как «прекрасный», «красивый», «безобразный», «смешной»,
«трагический» и т.д., то есть понятиями собственно эстетическими, имеющими
категориальное значение. Высказывая или воспринимая высказывания других в
системе оценочных понятий, мы действуем словом или испытываем воздействие
слова, а соответственно в этом процессе осуществляется и эмоциональная реакция
на него.
Систематизируя весьма сложный процесс эстетического отношения,
можно сказать, что знания об объекте оказываются тем стимулятором, который
активизирует работу наших чувств и. творческого воображения. Обогащенные, они
выявляют в предмете новые грани, стороны, компоненты, делают его, образно
говоря, более «просвет ленным». Специалист-биолог, например, переживает красоту
формы живых организмов не совсем так, как любой из нас, ибо он знает о сущности
этих форм больше нас. Знание помогает ему подмечать такие красоты, которые
недоступны «не обогащенному» итогами мыслительной работы переживанию
непосредственно данного. Очевидно, что, чем сложнее объект, тем значительнее
роль мыслительной деятельности для обогащения эстетического переживания. [13, c. 93]
Повседневный опыт свидетельствует, что эстетическое
переживание человека и всей системы его отношений в гораздо большей мере, чем
при оценке природных явлений, базируется на знании. Физическую красоту
человека, совершенство и пропорциональность его форм мы переживаем, если так
можно выразиться, непосредственнее, чем прекрасное в его личности, в
гражданском, духовном ит. п. облике.
Выясняя в практических отношениях и в процессе познания
сущность той или иной личности, мы как бы накладываем эти практические и мыслительные
данные на новый процесс непосредственного эстетического переживания, углубляем
его. Общеизвестно, например, изменение характера наших эстетических
переживаний, связанных с изменением представлений об облике личности. Не
случайно, конечно, гибкая речь человеческая зафиксировала разную степень
непосредственных оценок, закрепленных в понятиях «красивый» и «прекрасный»
применительно к жизни людей.
Вся сфера предметной, практической деятельности человека,
все, созданное его трудом, эстетически переживается глубже, богаче,
разностороннее по мере расширения знаний о них. Особенно важно подчеркнуть эту
закономерность применительно к эстетическому переживанию продуктов
художественной, духовно-практической деятельности.
В чувственном, образном воплощении познанного художником —
источник той общедоступности искусства, о которой говорилось выше. Диалектика
же содержания и формы заключает в себе возможность взаимно обогащать
переживания художественных ценностей мышлением, знаниями. Последние углубляют
эстетическое переживание, делают его более точным и адекватным реальному
значению художественной ценности.
И наконец, без работы мышления попросту невозможны
эстетические переживания в том случае, если их объектом оказывается сам процесс
мышления, искания человеческого ума, научные открытия и т. д. [13, c. 97]
Все охарактеризованные выше типы деятельности (в том числе и
искусство) связаны со стремлением людей к достижению определенных целей, без
чего их жизнь немыслима.
Правда, уже в искусстве утилитарное, например, предназначение
отступает на второй план, опосредуется удовлетворением собственно эстетических
потребностей. Но и при этом в художественном творчестве всегда присутствует
соображение о пользе общественной. Трактуемое в таком аспекте искусство
рассматривается как особая деятельность, преследующая широкую социально-утилитарную
цель.
Однако уже в искусстве выражен тот план, который не может
быть объяснен даже так трактуемым утилитаризмом. Это — проявление иного,
специфического типа деятельности, которую принято называть игровой. Ее сфера не
исчерпывается собственно искусством. Именно поэтому мы имеем основания для
вынесения этой деятельности за рамки искусства в качестве четвертого типа
деятельности.
Какие же особенности игровой деятельности могут интересовать
нас в связи с задачами эстетического воспитания? Их, на наш взгляд, несколько.
Прежде всего игра выражает свободу выбора человеком вида деятельности, занятия
для удовлетворения потребности в удовольствии, наслаждении. Эта свобода для
него субъективно абсолютна; он несовместима, с его личностной точки зрения, ни
с какой внешней необходимостью.
Какова бы ни была форма игры, увлеченное занятие ею (порой
связанное со значительными затратами времени и энергии личности) возможно
именно благодаря ощущению радости, наслаждения, вызываемому «переключением» из
сферы утилитарной деятельности и нормативно-ограниченного поведения на
деятельность «для себя», воспринимаемую как итог безусловно свободного выбора.
Такт и мудрость воспитателя как раз в том и состоят, чтобы руководить отбором и
направленностью игр, ни в коем случае не допуская категоричности и диктата,
лишающих человека ощущений этой свободы, чтобы учитывать возрастные особенности
и возможности.
Игровая деятельность, далее, связана с выражением весьма
широкого диапазона эстетических переживаний. Ей всегда сопутствуют такие
интенсивные эстетические переживания, как чувство радости от победы, от
проявления мастерства, от достижения результата, любование красотой комбинаций,
ритмом, наслаждение от выявления своих способностей. Эмоциональная насыщенность
игры делает ее исключительно привлекательной формой эстетического воспитания. И
наконец, игровая деятельность отличается активно-творческим характером.
Безотносительно к конкретному виду игры она всегда связана
не только с установившимися правилами (условиями договоренности, традициями,
каноническими предметами), но и с выдумкой, изобретательностью, с творческим
началом, непосредственно выражающим индивидуальные способности играющего.
Поэтому игра — один из результативней их путей развития всех способностей через
такую форму эстетического переживания, как побуждение к творчеству. Более того,
ее можно использовать как эффективнейший индикатор новых, ранее не замеченных
способностей личности, которые затем можно развить и укрепить всем
педагогическим процессом. Эстетически-воспитательное воздействие игровой
деятельности общепризнано. Если иметь в виду все многообразие игр (а только
такой подход к проблеме представляется нам правильным)— от детских забав с
игрушкой до шахматных баталий взрослых, то не будет преувеличением, если мы
скажем, что этому роду человеческой деятельности посвящено не меньше
исследований и статей, чем любому другому. [12, c. 194]
Взаимосвязь этического и эстетического воспитания,
достаточно подробно обоснованная научной эстетикой, дает основание утверждать,
что этически- воспитательный эффект игры есть одновременно и эффект
эстетический. Здесь уже речь идет не о «переносе» способностей, но о прямом
воздействии игры на эстетические переживания, а стало быть, и на эстетические
потребности.
Чтобы учесть все градации прямого эстетически-воспитательного
эффекта игры, необходимо обратить внимание еще на одну общую черту игровой
деятельности, а именно на сочетание акциональных и реакциональных переживаний.
Игра — всегда действие, в которое вовлечены играющие. Они-то и испытывают в
первую очередь акциональные переживания, наслаждаясь процессом игры, элементами
и результатами соревнования, упражнением способностей. Но и для них характерны
(как сопутствующие) реакциональные переживания. Родителей волнует не просто
увлекательная игрушка; они стремятся дать своим детям игрушку красивую,
отвечающую общепринятым эстетическим критериям, понимая, что уже первая
погремушка своим цветом, формой, звуком влияет на формирующиеся чувства малыша.
2.2 Задачи и методы эстетического
воспитания в ДОУ
Возможности, заключенные в каждой из охарактеризованных выше
форм эстетического воспитания, реализуются на практике соответственно
многочисленным методикам. В некоторых случаях, применительно, например, к
воспитательной деятельности в детском саду, эти методики разработаны детально.
В других же до сих пор ведется поиск, исследуются новые пути, вырабатываются
устойчивые принципы. А кое-где (например, в такой важной области, как средства
массовой информации) специфические методики еще не стали предметом углубленного
теоретического рассмотрения. Подобный разнобой не способствует, естественно,
закреплению того положительного, что уже достигнуто в практике
эстетически-воспитательной работы, а тем самым созданию общей теории эстетического
воспитания. [4, c. 156]
Обобщение уже имеющегося опыта возможно в свете излагаемой
концепции, ибо в любой из частных методик выявляются общие методы
непосредственных наблюдений и активных творческих действий. Конечно, крайне
затруднительно охарактеризовать каждый из этих методов в отдельности, ибо в
живом воспитательном процессе они теснейшим образом переплетены и
взаимосвязаны. Учитывая данное обстоятельство, мы предлагаем несколько иной
путь, а именно характеристику общих методов применительно к основным сферам
эстетического воспитания; природе, общественной жизни. В основе деления двух
общих методов эстетического воспитания лежат реакциональные и акциональные
переживания.
Любое эстетическое переживание избирательно. Оно направлено
на конкретный эмоционально-воспринимаемый объект, который становится его
содержанием. Естественно, что первым и наиболее доступным методом изменения
этого содержания в сторону, необходимую воспитателю, оказывается
непосредственное наблюдение.
Чувственность — основа эстетического отношения человека к
действительности. Но сама эта чувственность возникает не как итог созерцания,
пассивного, зеркального отражения объекта, его свойства, но в результате
практического преобразования человеком объекта. Поэтому вовлечение личности в
активную творческую деятельность является вторым методом ориентации
переживаний, их преобразования и углубления.
Каждый из указанных методов обладает своими специфическими
свойствами. Вместе с тем они связаны друг с другом, соподчинены в едином эстетически-воспитательном
процессе. Их разделение носит учебно-методический характер и подчинено задаче воспитания
воспитателя. Так, вовлекая человека в активную творческую деятельность для целенаправленного
преобразования его эстетических переживаний, тактичные и опытные педагоги не
отрывают ее от живых и непосредственных наблюдений, но, напротив, всемерно
подкрепляют ими эту деятельность.
Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они
зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм
организации и видов деятельности, возраста ребенка.
Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее
эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств,
отношений, суждений, оценок, практических действий:
метод убеждения, направленный на развитие
эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
метод приучения, упражнения в практических действиях,
предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков
культуры поведения;
метод
проблемных ситуаций, побуждающих
к творческим и практическим действиям;
метод побуждения к сопереживанию,
эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение
к безобразному в окружающем мире. [3, c. 67]
В целом лишь
комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное эстетическое
развитие ребенка.
В психологии подчеркивается значение постоянного общения с
природой для формирования духовного мира маленького человека. Использование метода
непосредственных наблюдений позволяет раскрыть перед ним всю многокрасочную картину
мира, хозяином и преобразователем которого он призван стать. Первые детские наблюдения
ограничены теми условиями, в которых проходит развитие ребенка. Но вот малыш подрастает,
получает возможность самостоятельного, волею корректируемого движения, и перед
ним открывается природный мир, все многообразие его красот. Здесь нет ничего
незначительного: проползший по траве жук и полевой цветок, первая травка на газоне
городского сквера и золотистый песок в парке «осваиваются» как первоначальный строительный
материал эстетических переживаний.
Думая о воспитании новых поколений, мы в этой связи обязаны
обратить особое внимание на развитие эстетической культуры родителей. Не случайно
в стране возникли многочисленные университеты культуры для родителей, проводятся
специальные радио- и телепередачи для семьи. Однако целостной системы
эстетической подготовки родителей как воспитателей мы до сих пор не имеем. Ее
создание — насущная задача ближайшего будущего.
Другой обширнейшей сферой эстетического воспитания является
общественная жизнь во всех ее модификациях, вся сложнейшая система общественных
отношений, организаций и институтов. У эстетического воспитания в этой сфере
есть, так сказать, область особого интереса. Это — живая человеческая личность,
индивидуальность, которая выявляет себя только в коллективе.
Научить человека эмоционально реагировать на общественную
жизнь так, как задумано воспитателем, — вот определение задачи эстетического
воспитания в этой связи.
Эффективной ее реализации способствуют метод
непосредственных наблюдений и метод активной, творческой деятельности,
использование которых в данном случае имеет свои специфические черты.
Они отчетливо обнаруживаются в преломлении возрастных
особенностей воспитания.
Первые сознательные шаги ребенка связаны с накоплением
огромного по объему (быть может, до сих пор не «измеренного» объективными
научными приемами) информационного материала об окружающих, о матери и отце, о
семье, о детском коллективе, о соучастниках игр. Малыш непрерывно наблюдает, и
тем более активно, чем более активен становится сам. Его действия, сначала
элементарные, а затем и более сложные, приводят к определенным
противодействиям, вынуждающим корректировать его «приспособления» к новым
обстоятельствам.
Специалисты по детской психологии подметили, что в
преемственности понятий, которыми овладевает ребенок, выражается углубление его
собственного, основанного на индивидуальной практика постижения человека. Малыш
прежде всего оперирует понятием «красивый» («красивая»), используя его как
применительно к оценке природных явлений, так и применительно к оценке людей.
Этим понятием, синтезирующим предшествующий практический опыт человеческого
коллектива, систему так называемых ценностных отношений, «вооружил» его
взрослый. Крайне интересно наблюдать, как такое «вооружение» происходит в
своеобразной борьбе с представлениями ребенка, родившимися в его собственном
(пусть еще очень маленьком, но все-таки собственном, личном) опыте. Те или иные
оценки — итог не только самостоятельных активных действий, ибо возможности
общения ребенка с миром взрослых, конечно, весьма ограничены, но прежде всего
наблюдений и последующей их «обработки» в детском воображении. Очевидно, уже простая
целенаправленная организация наблюдений ребенка за жизнью взрослых может иметь
значительный воспитательный эффект. Метод активных__ действий в данном случае
имеет вторичное, так сказать, закрепляющее значение. С возрастом увеличивается
и его роль соответственно росту общественной активности человека.
Но значение организации непосредственных наблюдений отнюдь
не уменьшается. Скорее наоборот — необходимость в ней возрастает, ибо жизненная
практика каждого отдельного растущего человека может приводить его к ошибочным
или же односторонним оценкам. Ведь проходит совсем немного времени (пожалуй,
меньше, чем обычно предполагают родители), и ребенок в активных действиях
встречается с такими фактами, которые корректируют его наивный восторг,
заставляют осознать, что в мире есть и боль, и несправедливость, и обман, и
многое другое, что не вяжется с его устойчивыми уже представлениями о красоте.
Однажды он познает, что «красивый» человек может быть злым, что внешняя
непривлекательность скрывает подчас такие россыпи душевной красоты, которые
нельзя оценить иначе, как прекрасное. И это понятие оформляется в сознании
ребенка в ходе его жизнедеятельности, многократных общений и т. д. Внутренней,
подспудной работой его психики в такой эволюции сознания является изменение,
преобразование предмета переживаний. [6, c. 144]
Итак, умелая организация первых самостоятельных действий
ребенка, подкрепляемых наблюдениями, и ориентация наблюдений, впечатлений,
связанных с действиями, — вот как вырисовывается применительно к раннему
возрасту становления человеческого существа диалектика двух основных методов
эстетического воспитания. Она непрерывна во времени, что делает воспитательную
работу особенно сложной, и притом обязанностью коллектива, всего общества, а не
только специалистов, педагогов. Воспитатели в широком смысле слова — ив семье,
и в детском саду, и на улице, словом, везде, где есть человеческий коллектив,
окружающий малыша, —- не только обязаны в этой связи осуществлять строжайший
самоконтроль, осмысливать возможные последствия (в том числе и эстетические) своего
поведения, но и организовывать его так, чтобы мир поворачивался к ребенку
светлой стороной, чтобы красота человеческих отношений, тепло человеческих душ
согревали бы его первые шаги. Эстетическое переживание ребенка избирательно:
оно ориентировано в первую очередь на элементарные проявления нравственности.
Именно поэтому надо, с одной стороны, ^углублять положительную реакцию ребенка
на подлинно нравственное в отношениях между людьми, в их характерах, а с другой
стороны, питать его отзывчивую психику новыми, благородными впечатлениями.
В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического
воспитания:
1.Систематически развивать восприятие прекрасного,
эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт способствуют
этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение,
восхищение, увлеченность.
2.Приобщать детей к деятельности в области искусства,
воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в
быт, природу, общественные отношения.
3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
4.Развивать художественно-творческие
способности детей [3, c. 71].
Формы эстетического воспитания, отмеченные нами выше,
осуществляют единую задачу, характерную для конкретной системы такого воспитания.
Но осуществляют они ее по-разному, в соответствии со спецификой каждой из них.
Различия здесь сказываются:
а) в ориентированности, то есть в том, какие эстетические
потребности лучше всего воспитываются данной формой;
б) в эффективности воздействия на личность.
Конечно, за различием нельзя забывать общности всех этих
форм, нельзя не учитывать относительности, подвижности границ между ними. Так,
искусство в определенных пределах может рассматриваться как вид трудовой
деятельности, обладающий всеми ее признаками. С другой стороны, в трудовой
деятельности присутствует эстетический элемент, наиболее отчетливо
проявляющийся в искусстве. И в трудовой деятельности, и в искусстве можно
выявить некоторые элементы игровой деятельности.
Возможности, заключенные в каждой из охарактеризованных выше
форм эстетического воспитания, реализуются на практике соответственно
многочисленным методикам.
Методы эстетического воспитания базируются на эмоциональном
отношении, связаны с преобразованием эстетического переживания, восходящим от
более простых к более сложным формам (от наблюдений к деятельности). Ни в коем
случае нельзя игнорировать эту эмоциональную базу эстетического воспитания.
Вместе с тем обязательно следует учитывать второй план этого воспитания, а
именно рациональный, основанный на использовании коммуникативных особенностей
слова. Воздействие словом углубляет тот или иной воспитательный прием,
корректирует его направленность, позволяет вовлекать в сферу эстетических
переживаний новые стороны этого предмета.
Большое значение в деле эстетического воспитания имеет учет
возрастных особенностей тех, с кем имеет дело воспитатель. Признав переживание
особым единством объективного и субъективного, мы, естественно, соотносим
избранный метод не только со сферой воспитания, но и с духовным миром личности,
с тем, на какой индивидуальной стадии развития находится эта личность.
Основная задача эстетического воспитания состоит в
формировании творческого отношения к действительности. Развитие эстетического
восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и
художественной деятельности.
3. Декоративно-прикладное искусство
как средство эстетического воспитания
3.1 Раскрытие понятия и
классификации декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним
из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в
определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает
практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные
эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство – это вид изобразительного
искусства, отвечающий бытовым нуждам человека и одновременно удовлетворяющий его
эстетические потребности, несущие его красоту в жизнь.
В основе его лежит связь ручного труда с эстетической
деятельностью.
В декоративном творчестве своеобразные черты художественного
стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров,
уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной
эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды.
Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства
объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с
которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих
основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном
творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со
стилевой периодизацией истории архитектуры. Однако, изучая историю
декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные
периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более
важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в
частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их
архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной
из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового
строительства.
Третий срез исторического развития декоративного искусства —
темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Элементы
орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от
славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Узор – более
широкое понятие, чем орнамент. Основным свойством орнамента является ритм. Их
изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых
жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили и
будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны
с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках
искусства кочевых племен, жителей крайнего севера, мы видим почти исключительно
изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека
(оленеводство). В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих
народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой
космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и
сельскохозяйственной деятельности.
В последующие столетия тематическая структура декоративного
искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко
прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов
повседневной жизни людей. Правда, распространение в Европе в VI — Х веках
христианства привело к определенной нивелировке местных тематических особенностей
декоративного творчества, к интернационализации тем и мотивов. Все же некоторые
специфические национальные мотивы сохраняются, особенно в народном творчестве,
вплетаясь в композиции общеевропейского типа.
Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших
дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке
построения форм и характере выразительных приемов и средств.
Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую
разработку темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и
общественной деятельности людей, например такие, как индустриальное
производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о
сохранении памятников старины и др. Главным образом это относится к
изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи,
графике, станковой чеканке. Но и в орнаментальных его жанрах легко
прослеживается влияние современного уклада жизни, косвенно выражающееся в
лаконизме, точности и не традиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур,
силуэта и в других композиционных качествах произведений.
О народных умельцах рассказывается в Ипатьевской летописи.
Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастерами множества профессий,
в том числе художественных и отделочных.
Места расположения народных художественных промыслов
определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного
материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом
других факторов. К XVI — XVII векам на землях нашего государства в основном уже
сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное
своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и
пластике, цвете и отделке.
Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом
людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и
эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной,
скупой на цвет мезенской росписи, зародившейся па Севере страны. Закономерно и
постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной
палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали
друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но
каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке
в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря
своеобразной национальной основе изделий.
Также можно выделить несколько наиболее общих художественных
принципов традиционных для декоративно-прикладного искусства:
Утилитарность.
Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого
его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и
содержание его предметов.
Тесное, соединение декоративно-прикладного искусства,
обусловленное правдивостью в сравнении с произведениями народного искусства, смысловой
точностью, глубоким эстетическим содержанием, отражает существование
нравственных представлений о человеке обществе и жизни. Единство материала и
технического приема.
Традиционность.
Обязательная преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогала
стать предмету как бы живым организмом со своим сложившимся характером. [3, c. 59]
Коллективная природа творчества. Преемственность традиций и
коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, пустой траты
времени и сил, создавали условия для подлинного творчества, дальнейшего
обогащения и совершенствования народного искусства.
Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность
народного искусства уравновешивается таким его свойством, как
непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству
и угадываемые по лёгкости, непринуждённости пластических форм.
Наглядная декоративность, праздничность впечатления. Нужно наделить
вещь красотой, проявляющей себя в элементах декоративности и орнаментальности.
Народное декоративно-прикладное искусство не только плод
умения, ремесла его создателей, но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного
быта, наблюдений живой и не живой природы Родного края.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным
искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности
и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном
развитии детей, наглядности.
Декоративно-прикладное искусство делится на виды по
технологиям обработки различных материалов.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов
гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит
обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям
национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к
миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать
у них художественный вкус. [2,
c. 175]
Материал |
Технология |
Промыслы |
Дерево |
Резьба по дереву (домовая резьба, игрушка) Роспись по дереву |
Богородская игрушка. Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан. |
Глина |
Посуда Игрушка |
Гжель, Дымково и т. д. Каргопольская игрушка и т. д. |
Металл |
Ювелирные изделия Филигрань Финифть Скань Роспись по металлу |
С. Красное Костромской обл. Ростовская обл. Д. Мстёра В. Устюг Жостово. |
Ткань |
Вышивка Кружевоплетение Золотое шитьё |
Владимирская. Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д. Г. Торжок. |
Кость |
Резьба по кости (ларцы, гребешки) Скульптуры из кости Цевка |
Тобольская, Архангельская обл. Хотьково, Московская обл. |
Бумага, картон |
Папье-маше (шкатулки, коробочки) Лаковая миниатюра |
Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра. |
Ручной художественный труд является необходимым элементом
нравственного и эстетического воспитания маленьких детей.
Ручной труд – конкретная деятельность, которая направлена на
изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в
развлечениях, в быту.
Чтобы человек мог заполнить свободное время интересным и
содержательным делом, нужно с раннего детства развивать у него стремление к прекрасному,
воспитывать уважение к народным традициям, культурным ценностям. Понятие
наследия, традиции в обучении искусству художественных ремесел всегда имело
важное значение для преемственности всего лучшего и наиболее ценного.
В последние годы в нашей стране стало традицией устраивать
праздники народного искусства, участниками которых являются мастера-умельцы, исполнители
фольклорных старинных песен, хороводов. С этой целью организуются ярмарки с
самодельными товарами, народные гулянья. В таких праздниках принимают активное
участие все — и стар и мал! Например, в Городце, что на Волге, в празднике
города участвовали дошкольники. На празднично оформленной «улице мастеров» дети
в присутствии взрослых вышивали, плели, рисовали и дарили свои сувениры
прохожим. Радовались и дети, и их родители, которые были признательны
воспитателям за то, что они научили детей трудиться.
Когда говорят о декоративно-прикладном искусстве в детском саду,
особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно,
изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая
миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная
игрушка, — это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма
художников из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства
помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине,
своему краю.
Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в
образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка,
который, по образному выражению с дымковскими, мыслит формами, красками, звуками,
ощущениями.
На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения
восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос,
каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и
описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.
Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно
перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе
познавательной деятельности дети овладевают способами обследования предметов.
От способов обследования зависит структура формируемых образов.
Сенсорная культура имеет большое значение для
художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы,
сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения
искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать
образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение,
цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о
материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.
Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной
творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к
процессам образного воспроизведения форм.
Следующая особенность художественно-эстетического воспитания
в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере
познавательных процессов дошкольника. Формирование художественных и
эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный
процесс. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и
эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том,
чтобы с самого начала, с раннего детства формировать устойчивые, содержательные,
идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях
между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и
увлекательной форме" - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова. [3, c. 59]
К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать
элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту
на голове, любуется игрушкой, поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала
отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания.
Ребёнок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким
ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений
и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так
далее.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к
ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно,
чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.
Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив – детский сад,
который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни.
Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с
тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: игровые
зоны, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.
Еще одним из главных условий является насыщенность здания
произведения искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными
произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными
произведениями искусства.
Передовой педагогический опыт – это эффективный опыт,
позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при
сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.
Можно выделить три основных подхода к трактовке передового
педагогического опыта:
1.Образец хорошей работы.
2.Деятельность, в которую воплощены выводы научных
исследований или успешное применение другого опыта технологии.
3.Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового
педагогического знания.
Если есть затруднение, педагог его разрешает, создает опыт, получает
результат. Положительный результат фиксируется, о нем можно рассказать другим.
Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют.
Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:
-высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков,
уровня воспитанности, в развитии учащихся;
-творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
-длительность функционирования опыта (развивая и
совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких
результатов);
-актуальность темы опыта, перспективность.
-научная обоснованность; научные закономерности, принципы,
лежащие в основе опыта;
-рациональный расход времени на достижение высоких
результатов с помощью оригинальных методик.
Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой
педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с
расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей детского
сада возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем
передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют
сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового
опыта большую роль играет позиция воспитателя. В педагогическом опыте, как
нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все
глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием
массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и
неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт,
формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения
объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностями
передового педагогического опыта являются новаторский и исследовательский
педагогический опыт.
Изучив передовой педагогический опыт по эстетическому
воспитанию дошкольников, можно выделить несколько программ.
Авторская программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование
эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной
деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания
и специфических задач художественно-эстетического образования детей в
изобразительной деятельности.
Программа «Цветные
ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех
возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий).
Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям
и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий,
гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто
интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, - родителям,
бабушкам и дедушкам.
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного
возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов
(и произведениях искусства) и предмет (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства -
средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального
художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное
чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических
объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического
выступает цельный художественный образ как универсальная категория);
интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в
художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в
продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной
активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных
элементов «Я-концепции-творца». [7, c. 35]
Программа «Природа и художник» Т.А. Копцевой нацелена на
формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как
о живом организме. Средствами изобразительного искусства решаются проблемы
экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Данное пособие адресовано воспитателям и педагогам
изобразительного искусства детских садов и учебно-воспитательных комплексов. В
результате органичного взаимодополнения содержания творческих заданий второй
младшей, средней, старшей и подготовительной групп детского сада решается
проблема интегрированного приобщения детей к миру прекрасного, расширяется круг
представлений дошкольников об окружающей их действительности и окружающем мире.
[5, c. 28]
Содержание художественно-экологической программы по
изобразительному искусству «Природа и художник» нацелено на формирование у
дошкольников художественной культуры как части духовно-нравственной, на
приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным
ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта
прошлого.
На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы
выступает как предмет пристального наблюдения и как средство
эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая
система художественно - творческих заданий направляет педагогическую работу на
формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что
является сутью экологического и художественного воспитания. [8, c. 29]
Эстетическое воспитание средствами декоративно-прикладного
искусства требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления
красоты. Это не значит, что ребёнок должен стать художником-профессионалом или
специалистом-искусствоведом. Помимо ряда знаний художественных произведений, он
должен приобрести некоторый объём сведений из области теории и истории
декоративно-прикладного искусства.
Изучив передовой педагогический опыт по эстетическому
воспитанию дошкольников, можно выделить несколько программ.
Авторская программа художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по
лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование,
конспекты занятий).
Программа «Природа и художник» Т.А. Копцевой нацелена на
формирование у детей дошкольного возраста целостных представлений о природе как
о живом организме.
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания
личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической
культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные
эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям,
личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно
связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень
разнообразный результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание
эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих
качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы
научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный
путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений,
необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Эстетическое развитие находится на
важном месте в процессе воспитания, на нем воспитываются эстетические качества
человека, и личности в целом – духовные потребности, нравственные идеалы,
миропонимание. Эти стороны человека формируются под влиянием разных причин.
Природа, труд, окружающая среда: семья, отношения между людьми, – все имеет
воспитательное значение, все это может быть прекрасным. Искусство – тоже
средство эстетического воспитания как ведущий выразитель «прекрасного».
Влияние прекрасного на личность
может происходить спонтанно и целенаправленно. Важную роль при этом играет
детский сад. Анализируя программы, я сделала вывод, что основное средство
эстетического воспитания — это искусство, имеющееся в учебных планах детского
сада в виде изобразительного искусства и музыки. Литературное, художественное
или музыкальное произведение обладает большой силой эмоционального влияния, что
представляет собой средство становления эстетических качеств ребенка, приемом
проникновения в сознание дошкольника.
Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая
у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт,
природу, общественные отношения.
Формировать основы эстетического вкуса детей и способность
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
Развивать художественно-творческие способности детей с
использованием средств декоративно-прикладного искусства. Чем более эстетически
развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее
развивается его творческая деятельность.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания
принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве
воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач
эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но
у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству,
родному краю, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные
навыки рисования.
Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для
правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики
быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести,
добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления
детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги, а также
проводит наглядно-разъяснительную работу в виде бесед, консультаций, выставок
детских работ и поделок.
Установление преемственности в эстетическом воспитании
детского сада и семьи формирует первоосновы духовно-нравственной культуры, которой
должен обладать человек.
Список использованной литературы
Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество.
Учебно-методическое пособие/ под.ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.:
Гумонит, Владос, 2000. – 236 с.
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском
саду/ В. И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой,
З.А.Михайловой, Л.М.Гурович: Изд. 3e, переработанное. 244 c. СПб.: Детство-Пресс,
2004. – 314 с.
Казанова Т.Г.Изобразительная
деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 2003 – 380 с.
Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика, – М.:
Академия, 2002. – 415 с.
Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству
«Природа и художник», – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 37 с.
Лихачев Б.Т.Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для
студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Прометей, Юрайт, 2008. – 464 с.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения
и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»,– М.: «Карапуз-дидактика», 2007. –
42 с.
Программа: «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.
Веракса. – М., 2007 – 39 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред.
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое
воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. – 2001.-№9,
57 с.
Творчество: Программа художественно – эстетического
воспитания и развития детей в детском саду / А.И.Смоляр, П.П.Барынкин,
В.П.Юрикова, Т.С.Слесарева и др. Самара: Издательство СамГПУ, 2008.- 92с.
Эстетическое воспитание и развитие
детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических
учебных заведений / Е.А.Дубровская, Т.А.Казакова, Н.Н.Юрина и др. Под ред.
Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. М., издательский центр «Академия». 2002 - 256 с
Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного
возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и
др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. – 260 с.
Декоративное рисование
«Украшение юбки у дымковской барышни»
Программное содержание:
Продолжать
создавать и формировать
декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать
дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического воспитания прекрасного
и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи
могут быть использованы: игрушки, вылепленные детьми или силуэты игрушек, вырезанные
из бумаги). Учить детей по элементам бутоны, купавы, розаны, листья, выделять и
называть цвета, использованные в росписи и называть правильно к какому
декоративному рисованию: дымковские узоры, из бумаги или городецкая роспись относятся
те иные изделия и рисунки.
Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя
линии, мазки, точки кружки и другие знакомые элементы, развивать самостоятельность,
инициативу.
Методика проведения
занятия
В гости к детям приходит почтальон, он приносит посылку. В посылке дымковские игрушки: козлик,
собачка, уточка, петушок, барышня. Поочередно достаем из посылки и
рассматриваем игрушки, обращаем внимание детей на узор игрушек. Последний из
игрушек достаем барышню, рассматриваем с детьми узор, украшающий юбки барышень
(лучше взять клетчатый узор), выделяем элементы, из которых он состоит, их
расположение. Предлагаем нарисовать такой же. Сначала вместе с детьми рисуем
узор на листе, приколотом к доске, затем предлагаем детям силуэты
кукол (барышень) и разрешаем детям рисовать на своих
силуэтах. Рассмотреть все готовые рисунки вместе с детьми и выбрать наиболее
красивые.
Материалы: |
Дымковские игрушки, краски, гуашь, кисти, салфетки на
каждого ребенка, банки с водой. |
Связь с другими
занятиями и видами деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками. Расширение
представлений о богатстве и разнообразии игрушек, их украшении. Рассматривание
красивых платочков, их украшений.