31.10.2022
Художественно-эстетическое
развитие дошкольников в детском саду
Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В
человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и
является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания
дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а
также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной
и гармоничной личностью.
Цель
художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у дошкольников
эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
Задачи
эстетического воспитания дошкольников включают:
· развитие гармоничной личности;
· формирование способности замечать и
ценить красоту вокруг;
· помощь в формировании личных вкусов
и идеалов;
· создание условий для
художественно-эстетического развития дошкольников.
Достижение цели базируется на
определенных средствах и методических приемах.
Средства
эстетического воспитания:
· живопись, скульптура;
· театр, кинематограф;
· архитектура (дизайн, зодчество);
· художественная литература;
· ТВ, пресса;
· музыкальные композиции;
· окружающий мир.
Виды художественно-эстетического развития:
Эстетическое
общение — пробудит любознательность у детей, поможет им поверить в себя и
ощутить вкус творческой активности, кроме того, разовьёт интерес к
самопознанию, подготовит к осознанию смысла своего существования. Общение на
темы возвышенного и прекрасного проявит в ребёнке желание нести добро и красоту
в мир, дарить любовь и свет окружающим людям.
Контакт с природой
— сформирует культуру дружеского стиля взаимоотношения с миром природы, поможет
тоньше чувствовать и понимать богатство и уникальность окружающего мира, посеет
семена чуткости в душе ребёнка.
Самостоятельная
деятельность (музыка, поэзия, рисование, театр, ремесленное творчество) –
теоретическое и практическое погружение в мир искусства научит ценить и
понимать его, испытывать эстетическое наслаждение от общения с различными
видами и жанрами искусства, сформирует художественные представления и
ориентиры.
Организация
предметно-пространственная среды — эстетически привлекательные вещи и предметы
формируют вкус, создают настроение и атмосферу, стимулируют
художественно-эстетическую работоспособность детей.
Проведение
праздников и организация игр — воплощение эстетической идеи в интеграционном
сплаве музыки, слова, декораций и пластики. Праздник позволяет объединить
эстетическую и интеллектуальную сферы развития, усилить эмоциональный эффект
художественного воздействия.
Радость
рукотворного созидательного труда в саду или на клумбе. Спортивные игры,
формирование физической культуры тела.
Формы организации эстетического развития:
Игровая деятельность
— средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами
искусства.
Учебные занятия —
обучение рисованию, музыке, конструированию, лепке, аппликации.
Выставка детских
работ — позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом
результатов образовательной работы.
Экскурсии —
организация наблюдения и изучения различных объектов в природных условиях или в
музеях.
Праздники —
детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки
и вечера, игры-развлечения, прогулки-сюрпризы, музыкальные сказки.
Арт-терапия,
терапия творческим выражением. Они строятся на основе различных видов
художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и
восторг у воспитанников. Популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и
танцевальная терапия, сказкотерапия.
Приёмы и методы эстетического
воспитания.
Рассматривание
картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства,
комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу
с помощью художественного слова используется в течение всего периода
дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются
методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей:
сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ
воспитанников.
Приём
визуального изучения произведений искусства часто применяется
в рамках эстетического воспитания. Формирование и совершенствование навыков
художественного творчества происходит посредством применения различных
практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод
прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для
обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных
движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на
занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения
по листу бумаги.
Средства
ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия Воспитанники
второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме,
размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по
изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом
обследования.
Старшие дошкольники упражняются в
воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной
памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала
дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода —
по представлению.
Дошкольники младшего и среднего возраста
создают изображения с натуры.
Основополагающим методом является
личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает
идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.
Эстетическое развитие дошкольников — процесс, включающий не
только работу воспитателей, но и активное участие родителей. Это непрерывная
деятельность, основу которой в первую очередь задает семья.
Организация
предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания.
Предметно-пространственная среда образуется в
виде центров познавательной и творческой активности:
·
Центр изобразительного
искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и
скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле
(гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская
керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского
продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке
искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая
бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски
(акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный
материал для украшения поделок.
·
Театральный уголок.
Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и
пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим.
Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие
дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка»,
«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет
преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют,
развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники
придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно
сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на
сцену. В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов,
сценаристов и даже гримёров
·
Музыкальный уголок. В
зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей
(детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным
сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки,
колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят
самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники
средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких
инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное
сопровождение в театральных сценках. Способность к восприятию музыкальных
образов формируется у детей в раннем возрасте и требует развития.
Художественно-эстетическая деятельность включает в себя
следующие виды деятельности:
1.музыкальная деятельность-оптимальные условия для развития музыкальных способностей в
детском саду достигаются посредством хорового пения. Обучение танцевальным
движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в
коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду
формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной
выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами
осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука,
формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и
дидактические игры.
2.театральная
деятельность- работа в этом направлении ведётся через проведение
игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных
видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной
речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения,
расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке,
совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
3.художественно-речевая
деятельность-знакомство с малыми жанрами устного народного
творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками,
частушками. Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт
эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется
способность пересказывать текст, стимулируется словесное творчество (рифмовка
строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений
формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.
4.изобразительная
деятельность:
-рисование-
является ведущим видом деятельности в ДОО. На
занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с
понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них
развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию
фона с переходами оттенков.
В первой младшей группе одной из главных
задач является формирование у детей понимания образного характера деятельности,
интереса к ней. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основное
средство выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой
формы.
Во второй младшей
группе
дети начинают изображать знакомые, интересные для них предметы, явления.
Продолжают осваивать линию как средство выразительности. Усваивают способы
рисования предметов округлой формы.
В средней группе дети учатся
изображать предметы овальной и треугольной формы. Продолжают осваивать цвет как
средство выразительности. Учатся обследовать предметы, последовательно выделяя
в них отдельные части и устанавливая соотношения между ними.
В старшем
дошкольном возрасте
ставят задачу создания у дошкольников характерных особенностей вариативных
образов с сохранением формы, строения, цвета, пропорций. Постепенно детей
подводят к передаче индивидуальных особенностей предметов.
-лепка- в
процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения.
Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному
творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в
исполнении задуманного.
Первая
младшая группа. На
занятиях лепкой в начале обучения детей лучше всего объединять группами по 5-6
человек. Воспитатель садится за стол рядом с детьми и медленно, размеренно
показывает необходимые действия с глиной, в увлекательной форме поясняет, что
делает.
Вторая младшая
группа.
В этой группе дети продолжают осваивать различные формы: шар, цилиндр, диск,
различать их, ориентироваться в величине этих форм, составлять из них несложные
фигурки. Хорошо, если каждый ребенок подержит в руках шар, мяч, апельсин,
ощутит их объем, размер.Внимание
ребят направляется на основную форму частей, их количество и основные
пропорциональные соотношения.
Средняя группа. можно
ограничиться лишь зрительным обследованием, обводя различные части палочкой и
предлагая ребятам самостоятельно определить их форму, пропорции и
месторасположение.
Для рассматривания перед лепкой
подбирают игрушки и скульптуры, художественно выполненные, с красивой, но
однотонной окраской. В тех случаях, когда нет возможности подобрать подходящий
предмет, можно пользоваться заранее подготовленным образцом несколько большего
размера, чем фигурки, которые будут лепить дети. В средней
группе большое внимание уделяется правильной передаче пропорций. При
изображении цыпленка, снеговика, девочки, посуды и других предметов можно
предложить детям стек для нанесения мелких деталей - глаз, рта, носа.
Старшая группа. В этой группе
воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности в выборе темы, в
возможности обдумать ее заранее и выполнить. Учить детей планировать свою работу можно во время наблюдений, перед
чтением литературных произведений. Для этого необходимо их предупредить,
что они будут лепить тот предмет, который рассматривают на картинке или о
котором им читают. Для
демонстрируемого же предмета желательно иметь специальное приспособление -
подставку с поворотным кругом, что даст возможность показать ребенку
противоположную сторону предмета. После этого предмет снова возвращают в
прежнее положение. Дети 5-6 лет уже в состоянии проанализировать строение,
форму предметов. Воспитатель, обводя жестом форму, предлагает ребятам
рассказать о ней, дать описание ее характерных особенностей. Если дети
затрудняются ответить, то воспитатель это делает сам. Дети 5-6 лет уже могут на
глаз определять, сколько потребуется глины для частей, но дальнейший процесс -
уточнение пропорций и формы - ребенку еще сложен. И здесь должен помочь
воспитатель, указывая на недостатки в изображении. Помощь эта заключается в
наводящих вопросах, дополнительном анализе формы, подсказе некоторых
изобразительных средств.
Подготовительная
группа.
В этой группе большое внимание воспитатель должен уделять обучению детей умению
планировать свою работу, обдумывать заранее изображение формы предмета и его
динамику. Это необходимо для развития детской самостоятельности и творческой
активности. Кроме того, важно, чтобы дошкольники параллельно овладевали
изображением предмета в определенном положении, в действии. Движение в лепке дается им легче, чем в
рисунке, так как они реально действуют с частями предмета и им не нужно прибегать
к условным способам изображения, как в рисунке.
Важно, чтобы ребенок хорошо представлял, как сгибаются руки, ноги человека во
время ходьбы, бега, прыжка, как вытягивает шею гусь в момент обороны, как бежит
собака и т. д.
-конструирование и
аппликация- способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из
нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной
деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.
Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности
ребенка:
1. Конструирование по образцу – наиболее элементарный вид.
Ребенку показывают образец будущей постройки или
показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая
деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но
требует внимания, сосредоточенности, и главное — принятия самой задачи
«действовать по образцу».
2.Конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою
конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты
задачами игры или взрослым. Например, построить пароход так, чтобы на нем могли
разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку
для трамвая, машин и пр.
3.Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и
самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра:
здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и
из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.
В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и
выделяет их основные части, указывает некоторые детали.
В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные
части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг
друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или
конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное
расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы
создания собственной конструкции на основе проведенного анализа.
В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с
практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное
назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины,
местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет
использоваться.
Обучение
аппликации происходит со следующим усложнением:
младший
дошкольный возраст. Учитывая
особенности детей данного возраста, специфику выполнения аппликационных работ,
им не дают ножницы: все детали или их части дети получают в готовом виде.
Большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения.
Пользоваться общим материалом дети этой группы еще не могут, так как не умеют
быстро различать формы и цвета.
Когда
педагог закончит объяснение и раздаст формы, дети раскладывают их на листе в
соответствии с заданием. Воспитатель проверяет правильность расположения
элементов. После этого на столы ставят клей. Знакомство с элементами (частями)
аппликации рекомендуется начинать с круга и квадрата, так как эти фигуры,
особенно круг, не требует от детей сложной пространственной ориентировки на
листе бумаги: как не клади круг, он все равно ляжет правильно.
средний
дошкольный возраст. Основное
внимание в средней группе воспитатель направляет на обучение детей технике
работы с ножницами: детей учат правильно держать ножницы и пользоваться ими,
разрезать бумагу по прямой линии, делать косые срезы и вырезать предметы
округлой формы. Совершенствуется техника наклеивания.
Старший
дошкольный возраст. На каждом
занятии педагог обращает внимание на то, как вырезывают и наклеивают дети
изображения в целом — от этого зависит качество работ. Основное содержание
детских работ и в этой возрастной группе — предметное изображение.
Кроме того, дети выполняют различные работы по замыслу, учатся самостоятельно
решать ту или иную тему.
Таким
образом, художественно-эстетической деятельность выполняет следующие функции:
1.Обучающая-
удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются
представления об окружающем мире. 2.Воспитательная- дошкольники
приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть
прекрасное.
3.Коммуникативная-в
процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих
работ дети учатся общаться друг с другом.
4.Творческая-у
воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты
образы.
5.Развлекательная-игровая
форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей,
создаёт хорошее настроение.
6.Релаксационная-прослушивание
музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных
инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует
гармонизации внутреннего состояния ребёнка.