31.10.2022
Изобразительное
творчество дошкольников и особенности его развития
Ученые, педагоги и психологи
рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно
нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой
деятельности детей дошкольного возраста.
Для изобразительного творчества
дошкольника характерно:
- создание художественного образа;
- использование цвета, колорита как выразительного
средства;
- композиционное построение изображения (в рисунке,
лепке, аппликации);
- оригинальность;
- изобразительная грамотность — это те умения и
навыки в области реалистического рисунка, формирование которых у детей
постепенно подводит их к объективно достоверному изображению.
Творческая деятельность дошкольника
имеет свою специфику. Т.С. Комарова выделяет этапы творческой деятельности
дошкольников: на первом этапе возникает, развивается,
осознается, оформляется замысел. Характерной особенностью второго
этапа является то, что «вынашивание» и «реализация его» совпадают.
Ребенок придумал тему, сел и сразу же рисует, лепит. Он использует такие
выразительные средства как художественный образ, цвет колорит, композицию;
разные способы работы с художественными материалами (красками, карандашами и
т.п.). Третий этап - получение результата (рисунка,
аппликации, скульптуры и т.п.). В продукт деятельности ребенок вкладывает свои
знания, умения, навыки, эмоционально - интеллектуальный опыт. В деятельности
все эти этапы сокращены во времени.
Л.А. Парамонова выделяет
следующие особенности детского творчества [8]:
- дети делают множество открытий и создают
интересный, порой оригинальный продукт. Новизна открытий и продукта
субъективна — это первая важная особенность детского творчества;
- процесс создания продукта для дошкольника имеет
едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается
большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз
опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас
гораздо большее, чем от достижения конечного результата — это вторая
особенность детского творчества;
- ребенок с легкостью начинает ориентировочную,
порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно
становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто
приводит к положительным результатам — это третья особенность детского
творчества. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что творчество
— это процесс создания новых ценностей. В творчестве особое место занимает
воображение.
Как показывают исследования Т.Г.
Казаковой, С.А. Иванниковой, Л.В. Компанцевой и др. творчество
дошкольников тесно связано с обучением, усвоением детьми способов и приемов
выполнения работы, с усвоением умений работать в разной технике (кляксографии,
монотипии, тычком и т.д.).
Творчество детей характеризуется тем,
что ребенок в результате деятельности создает новый, оригинальный продукт, в
котором активно открывает что - то новое для себя, а для окружающих - новое о
себе.
Чтобы педагоги могли оценить уровень
развития изобразительных умений детей и их творческих проявлений, Н.А.
Ветлугина определяет следующие критерии:
- - отношение детей к творчеству, их интересы,
способности;
- - качество способов творческих действий;
- - качество продукции детского художественного
творчества.
Изобразительная деятельность ребенка
основывается на всех тех разнообразных впечатлениях, которые дети получают в
ДОУ и дома. Чем разнообразнее и богаче детская жизнь, чем больше впечатлений
она заключает, тем шире диапазон содержания, из которого ребенок может черпать
образы для самой разной творческой деятельности: игры, театрально - игровой,
изобразительной.
Воспитанию интереса к окружающей
действительности и развитию воображения детей способствуют различные творческие
задания. Термин «творческие задания» известен в дошкольной педагогике. Он как
бы заключает в себе два противоположных компонента. Задания названы
творческими, т.к. ребенок проявляет чувство нового при использовании прошлого
опыта, находит вариативные решения при выполнении знакомых заданий,
обнаруживает способности, позволяющие ему выполнять задание в незнакомой
ситуации, т. е. дети должны комбинировать, импровизировать, сочинять,
самостоятельно находить новое выражение. Но они вместе с тем названы заданиями,
т.к. предполагается творчество детей не полностью самостоятельное, а с участием
взрослого, т.е. творчество с участием взрослого, который организует среду,
условия, материалы, создает ситуации, побуждает детей к творческим действиям.
От личности взрослого, его увлеченности, способности участвовать в сотворчестве
с детьми зависит успех этой сложной, но очень интересной работы. В дальнейшем
дети будут способны действовать по своей инициативе. Содержание заданий
усложняется в зависимости от этапов формирования творчества. Творческие задания
должны быть кратковременные и преследовать конкретную цель.
Творческие задания в рисунке
для детей старшего возраста Н.А. Ветлугина предлагает начинать с
использования колорита, сочетания оттенков, цветов, которые придают
изображаемому различное настроение. Далее дети усваивают способы выражения
образов путем использования формы, позы, очертания фигуры, жеста, затем
передача действия, характер персонажей. Последний этап - нахождение
композиционных построений и использование ритма для передачи целостной картины.
Содержание, характер и
последовательность творческих заданий должны вызывать у детей строй
соответствующих чувств, побуждать как к интуитивным, так и преднамеренным, как
к самостоятельным, так и подражательным действиям.
Последовательное усложнение, содержание
творческих заданий способствуют формированию образа и направлено на развитие
восприятия, воображения, эмоциональной сферы. Творческие задания позволяют
создать рисунок, непохожий на работы других детей.