31.10.2022
Знакомство детей с искусством
Неоценимое значение в эстетическом
воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно
входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения
искусства используются в трех направлениях.
Первое направление – искусство, в том
числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть
эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а
произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного
учреждения.
Второе направление- искусство составляет
содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями,
явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и
поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать
яркие образы действительности.
Третье направление- искусство используется
в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского
художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.
Ознакомление детей с искусством требует
специальной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и
родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой
литературы, справочников) и подбор иллюстративного материала (репродукции, фото
изделия народных мастеров и т. д.).
Для того чтобы правильно организовать
первое посещение музея или театра и в дальнейшем походы в музеи, театры и на
выставки стали доброй традицией как детского сада, так и семьи, педагогам и
родителям следует прежде самим ознакомиться с основными понятиями того или
иного вида искусства, а затем — в доступной форме — рассказать детям о том, что
такое портрет, картина, натюрморт, пейзаж, мольберт; арка, балкон, композитор,
архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т. п.
Детей необходимо спросить, бывали ли они в музее, театре, цирке, на
выставке; выявить круг их интересов; определить, что они хотели бы узнать, где
побывать. Этот этап работы можно провести в форме (беседы с ребенком или
группой детей, задавая им вопросы: «Любите ли Вы рисовать? Какие названия
цветов вы знаете? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи?
Видели ли вы кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?». И
так далее.
Целенаправленная работа по ознакомлению
с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в
предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному
развитию,
ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляет,
по сути, подготовительный этап ознакомления с искусством.
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные
представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает
песенки-потешки, учится отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами
обращения с нею, рассматривает иллюстрации, учится сравнивать реальную действительность
с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем
вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с народной
игрушкой, игрушкой — забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки,
богородская игрушка), дают малышам возможность действовать с ними
(рассматривать, разбирать, складывать).
В возрасте 1,5-2 лет можно организовать первое
посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов. С двух лет малышам дома
или в группе детского сада можно показывать кукольный театр — сначала при
свете, а потом в полумраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям
игрушки и разыгрывать мини-спектакли как по сказкам, так и на основе житейских
ситуаций. Постепенно к показу можно привлекать самих детей: они уже в
состоянии оказать взрослому посильную помощь.
В группе можно устроить выставку репродукций, народных
игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, то есть начать целенаправленно
готовить малышей к посещению выставок, музеев, театров.
В дошкольном учреждении целесообразно устроить
постоянную выставку детских работ, организовать специальные помещения «Русская
изба», «Комната отдыха», «Комната сказок» и т.д., где можно проводить
интегрированные занятия по ознакомлению с искусством (в них могут быть
задействованы разные виды искусства, средства выразительности, раскрывающие
заданную тему). Кроме того, в группе необходимо организовать уголок (зону
искусства), где постоянно будут находиться различные произведения искусства, в
том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть
созданы условия (художественная среда) для игр, игр-драматизаций,
самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов,
в которую по мере необходимости включается воспитатель.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка
сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея,
чтения книг и т. д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам,
артистам цирка и т. д. Взрослый должен умело руководить их действиями, чтобы не
погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в
балет, кукольный театр и т. п., провести занятие с целью обогащения знаний
детей в той или иной художественной области, развития изобразительных,
музыкальных способностей (допускается выход за рамки обозначенных в программе
целей и задач).
Таким образом, ознакомление с искусством в детском
саду начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего
дошкольного детства.
Цель художественного воспитания — эстетическое и художественное
развитие детей дошкольного возраста.
Задачи художественного воспитания —
развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления,
памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства;
формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих
способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование
основ художественно-эстетической культуры личности.
Содержание художественного воспитания
включает в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство
с фольклором (сказки, загадки, песенки-потешки, народные песни, танцы
и хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями
художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и
проведении народных праздников.
Знакомство с народным искусством
предполагает учет региона, в котором расположено дошкольное учреждение,
национальный состав в группе и в регионе. Постепенно диапазон народных
художественных промыслов расширяется. В старшей и подготовительной к школе
группах детей знакомят с искусством народов мира.
Для восприятия и понимания детям
наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская,
каргопольская) народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с
которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки,
песенки потешки, хороводы, народные игры и т. д.
На занятиях следует использовать все виды
народного искусства: ' обыгрывать рассказы о родной природе, животных;
показывать предметы народного быта, рассматривать народный костюм. Во время
лепки или плетения можно предложить детям петь народные песни; необходимо также
активно использовать народные игры.
На занятии по ознакомлению с народным
искусством, во второй его части — после рассказа и показа, воспитатель
предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить
бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм (сарафан, рубашка) в соответствии с
особенностями какого-либо промысла (гжель, хохлома, Городец),
регионального искусства; можно изготовить подарки родным, друзьям и расписать
их.
В старшей и подготовительной к школе
группах детям читают проведения зарубежных авторов, поэтому целесообразно
познакомить их с обычаями, культурой разных народов; вместе с тем формирование
основ художественно-эстетической культуры предполагает знакомство детей прежде
всего с культурой родного народа: его традициями, бытом, костюмом. Это
направление работы занимает значительное место в старшей и подготовительной к
школе группах: дети участвуют в фольклорных праздниках, учатся играть на
народных инструментах, осваивают народные танцы и пляски.
Дав детям первоначальные представления о
народном искусстве, можно переходить к знакомству с профессиональным
искусством: историей появления и развития разных его видов, их видовыми
особенностями и жанрами. Эта работа должна опираться на знания и умения детей.
полученные ими в процессе знакомства с природой, окружающей действительностью,
художественной литературой и т. д., потому что любой творец так или иначе
создает в своих произведениях образы действительности.
Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее
доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает
их живой интерес, развивает их чувства, эмоции.
На занятиях воспитатель вместе с детьми рассматривает
произведения живописи, проводит беседы об основных изобразительных (карандаши,
краски) и выразительных средствах (цвет, форма, величина, пространство). Для
рассматривания подбирают произведения живописи, созданные в реалистической
манере. Их можно объединить по темам: «Дерево», «Роща», «Осень», «Зима» и т. п.
Чтобы сделать процесс восприятия более ярким и эмоциональным, его надо
сопровождать чтением стихов и прозаических произведений, прослушиванием
отрывков из музыкальных произведений.
По каждому виду искусства необходимо провести
несколько мини-занятий, занятий-ситуаций. Детей постепенно подводят к выводу:
одно и то же явление может быть по-разному изображено разными авторами и в разных
видах искусства. С этой целью и проводятся интегрированные занятия по разным
темам (например, «Елка», «Осень», «Весна», «Цветы» и т.д.) с использованием
произведений разных видов искусства (литература, музыка, живопись). Цель этих
занятий — показать, что каждый вид искусства имеет свои средства передачи
(слово, звук, цвет и пространство).
Чем старше дети, тем более подробно следует
анализировать произведения искусства, расширять их число, знакомить с новыми
художниками, учить сравнивать произведения разных художников, выделять из них
уже знакомые.
Детей знакомят с книжной графикой, с
художниками-иллюстраторами, постепенно углубляя их знания о книге, о
библиотеке. Важно, чтобы дети знали не только художников-классиков (И. Билибин,
В. Конашевич, А. Пахомов, Е. Рачев и др.), но и современных художников (В.
Зотов, П. Митурич, Л. Токмаков и др.). Естественно, не следует забывать о
региональных художниках, музыкантах, мастерах народного искусства.
Дошкольников следует знакомить с различными
творческими профессиями: архитектор, композитор, актер, певец, артист цирка,
поэт, писатель и т. д. Эту работу строят таким образом: детям рассказывают об
особенностях профессии, дают ее название (например, архитектор), объясняют основные
функции (создает проекты зданий, мостов), называют действие (чертит,
рассчитывает), показывают предметы, которые помогают в работе (карандаш,
бумага, циркуль и т.д.).
Детей целесообразно познакомить с историей появления
музыкальных инструментов, карандаша, красок и т.п., подчеркнуть значимость
всех творческих профессий для людей: их произведения приносят радость и
удовольствие, развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе
лучшие человеческие чувства. Созданные художниками, музыкантами, писателями и
т. д. произведения нужно беречь, чтобы передать следующим поколениям.
Воспитатель подводит детей к пониманию
назначения библиотеки музея, театра, знакомит с правилами поведения в них. Эту
работу необходимо проводить совместно с семьей.
Так, работа по теме «Кукольный театр»
осуществляется следую образом.
• Показ кукольного театра в группе
(при свете и в полутьме).
• Рассматривание атрибутов кукольного
театра.
• Беседа о кукольном театре, рассказ
о правилах поведения в театре
• Драматизация сказок.
• Чтение детям произведения А.
Толстого «Золотой ключик, или
Приключения Буратино».
• Посещение театра.
• Обсуждение с детьми спектакля.
• Рисование на тему спектакля.
Перед посещением выставки желательно организовать
какую-либо выставку в дошкольном учреждении и провести экскурсию, назвать ее
тему, предложить детям рассказать, какие экспонаты (предметы, картины) на ней
представлены, кто их автор и т. п.
К первому посещению музея детей
необходимо готовить. Целесообразно, но провести его после того, как дети
побывают в театре, или на выставку или в цирке. Это позволит воспитателю более
четко определить назначение музея, объяснить правила поведения в нем,
подчеркнуть роль экскурсовода.
У детей старшего дошкольного возраста углубляют знания
о разных видах искусства: учат сравнивать живопись и скульптуру, музыку и.
литературу; знакомят с жанрами изобразительного искусства, расширяют
представления о театре (драматический, музыкальный), балете (спектакль без
слов, музыка, движение, жест), кино- и
мультфильмах (посещение кинотеатра).
Таким образом, ознакомление с искусством предполагает
приобщение детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям к
учреждениям культуры (музей, театр, цирк, выставка).
Можно проводить специальные занятия по ознакомлению
с искусством, включать эту работу в занятия по изобразительной и
музыкальной деятельности, знакомству с литературой и развитию речи. Доступные;
детям сведения об искусстве обязательно должны закрепляться в мини-ситуациях,
играх и самостоятельной творческой деятельности как на занятиях, так и вне их.
Можно познакомить детей с понятиями
«шедевр», «памятник культуры», расширить их познания в архитектуре, познакомить
со спецификой храмовой архитектуры, средствами украшения зданий, участка (интерьер;
ландшафт), рассказать о работе дизайнера.
Особый интерес у детей вызывает художественная
фотография; в школьном учреждении целесообразно устраивать выставки фотографий»
«Мой друг», «Я в детском саду» и т. д.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят
с историей искусства. В дидактических играх закрепляют знания о поэтах и
писателях,
художниках, композиторах («Узнай по узору», «Кому это нужно», «Угадай и
назови», «Чудесный домик» и т. п.). Например, игру «Чудесный домик» организуют
так: изготовляют домик с четырьмя окошками. Сзади делают вставки с изображением
предметов, игрушек, героев произведений — так, чтобы они были видны в окошко.
Ребенку нужно назвать, кто (что) изображен в каждом окошке, а затем выполнить
задание: спеть песенку.
Сегодня дети приходят в детский сад в 3, 5 и даже в 6
лет. Это необходимо предусматривать в работе: объем знаний, полученных в
младших и средней группах, должен быть обобщен и повторен в старшей группе.
Занятия по ознакомлению с искусством не имеют строгой
структуры. Прежде всего они не должны быть длительными: 12-15 минут, не более.
В занятие обязательно включается беседа (а не лекция), то есть рассказ
воспитателя должен сопровождаться вопросами для активизации знаний и опыта
детей. Рассказ должен иллюстрироваться показом предметов, репродукций и т. п.,
специально подобранных для занятия. Восприятие и понимание материала
облегчаются, если на занятии используются художественная литература и музыка.
Знакомство с видами искусства можно разбить на
следующие этапы.
• Общее знакомство с видом искусства (что такое
музыка, литература, архитектура и т.д.; показ, слушание произведений или
исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности,
например, звука, слова, движения, цвета).
• Рассказ об истории возникновения того или иного вида
искусства (о его выдающихся представителях, о творческих профессиях).
• Рассказ о материалах и предметах, использующихся для
создания образа, их показ (выделение средств выразительности).
• Показ произведений данного вида искусства
(формирование представления о том, что у каждого из них есть автор, название;
показ отличительных особенностей данного произведения).
• Знакомство с произведениями разных авторов,
творивших в одном и том же виде искусства (сравнение средств выразительности,
используемых разными авторами; показ многообразия изображений предмета или
явления в данном виде искусства, концентрация внимания на сходстве и различии
произведений).
• Сравнение разных произведений искусства, выделение
особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
• Подведение детей к выделению произведений
искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения
(библиотека, музей, театр) и бережного отношения к ним.
Таким образом, ознакомление с искусством начинается с
отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей
детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об
искусстве детей учат сравнивать произведения одного и разных жанров, а также
произведения разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия
«искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.