31.10.2022
ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О
МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
Первое,
что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация
нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка
о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной
организации (далее - ДОО) формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей
дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы,
в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством
этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть
средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и
презентации своего «я» социуму. Это
основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального
содержания программы в соответствии со Стандартом.
Образовательная
область
«Художественно-эстетическое
развитие»
Основное
содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в
логике Федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. В
этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные
области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку дошкольного
возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с
произведениями искусства к целому, развивать художественное восприятие,
чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом
все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности,
в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства
— это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок
научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора,
писателя, режиссёрра, зависит от работы каждого
специалиста и воспитателя.
Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое
развитие» предполагает:
• развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
{словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
•
становление
эстетического отношения к окружающему миру:
•
формирование
элементарных представлений о видах искусства;
•
восприятие
музыки, художественной литературы, фольклора;
•
стимулирование
сопереживания персонажам художественных произведений;
•
реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной,
музыкальной и др.).
Задачи
музыкального воспитания в различных образовательных областях
В других образовательных
областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и
развития ребенка.
Так, например,
касательно образовательной области 'Социально
коммуникативное развитие» речь
идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа,
об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная
область «Познавательное развитие»
предполагает развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии
стран и народов мира.
В образовательной
области «Речевое развитие» речь
идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная
область «Физическое развитие» подразумевает
задачи развития таких физических качеств, как координация и гибкость; развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Круг задач
музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется.
Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития
музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке
как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи,
связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания
музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового
сенсорного и интонационного опыта дошкольников. Музыка выступает как один из
возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и
природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Музыкально-двигательная
активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры,
организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические
качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении
саморегуляции в двигательной сфере.
Виды музыкальной деятельности
Стандарт определяет
возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.
В младенческом
возрасте (2 месяца - 1 год) - это
непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с
предметами и познавательно исследовательские действия, восприятие музыки,
детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1
год - 3 года) - это предметная
деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование
с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и
совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
(ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание
картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
- это
игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую
игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с
правилами и друтие виды игры,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно - исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),
восприятие художественной литерату ры и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) конструирование
из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал, изобразительная (рисование,
лепка, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями)
формы активности ребёнка.
Формы
музыкальной деятельности
Исходя
из предложенных Стандартом возрасто- сообразных видов деятельности, становится
возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и
дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предложенные формы практико-ориентированного
характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.
Возраст |
Ведущая
деятельность |
Возрастосообразные
формы музыкальной деятельности |
1-3 года |
Предметная. Предметно-монипулятивная |
Игровое
зкспериментирование со звуками на предметной основе. Игры-эксперименты со
звуками и игры путешествия в разнообразный мир звуков (немузыкальных и
музыкальных). Предметное
коллекционирование (выставка погремушек, детских музыкальных инструментов, любимых
музыкальных игрушек и т . п.). Музыкально-игровые
приёмы (звукоподражание). Музыкальные
и музыкально-литературные загадки Музыкальные
пальчиковые и музыкальные логоритмические игры. Музыкально двигательные игры-импровизации
Музыкальные
сказки (слушание и исполнительство) |
3-5 лет |
Игровая (сюжетно-ролевая игра) |
Музыкальные
сюжетно-ролевые игры (песня-игра). Музыкальные
игры-фантазирования Игровые
проблемные ситуации на музыкальной основе. Усложняющиеся
игры-эксперименты и игры путешествия. Музыкально-дидактические
игры. Игры-этюды
по мотивам музыкапьных произведений. Сюжетно-проблемные
ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием. Концерты-загадки Беседы,
в т. ч. по вопросам детей о музыке |
|